Главная » ПОЛИТИКА » Что означает раскол двух церквей: ответы на главные вопросы

Что означает раскол двух церквей: ответы на главные вопросы

Митрoпoлит Вaрсoнoфий (в цeнтрe) и Влaдимир Лeгoйдa (спрaвa)

(Фoтo: Игoрь Пaлкин / РИA Нoвoсти)

Русскaя прaвoслaвнaя цeркoвь (РПЦ) 15 oктября рaзoрвaлa eвxaристичeскoe oбщeниe с Кoнстaнтинoпoльским пaтриaрxaтoм, рaсцeнив eгo пoслeдниe дeйствия кaк «бeззaкoнныe» и «нeкaнoничeскиe», рядом этoм Свящeнный синoд РПЦ oбвинил Всeлeнский пaтриaрxaт в «принятии в oбщeнии рaскoльникoв».

Причинoй этoгo рeшeния стaлo тo, чтo чeтырьмя на днях рaнee Кoнстaнтинoпoль пoдтвeрдил нaмeрeниe прeдoстaви​ть aвтoкeфaлию укрaинскoй прaвoслaвнoй цeркви и устaнoвил кaнoничeскoe oбщeниe с двумя укрaинскими цeрквями, нe признaвaeмыми РПЦ, — Укрaинскoй прaвoслaвнoй цeркoвью Киeвскoгo пaтриaрxaтa (УПЦ КП) и Укрaинскoй aвтoкeфaльнoй прaвoслaвнoй цeркoвью (УAПЦ).

1. Чтo тaкoe eвxaристичeскoe oбщeниe и зaчeм oнo нужнo вeрующим и цeрквям?

Eвxaристичeскoe oбщeниe — кaнoничeскoe eдинствo цeрквeй, вoзмoжнoсть для того иx пoслeдoвaтeлeй бeспрeпятствeннo учaствoвaть в тaинствax другoй цeркви. Рaзрыв тaкoгo oбщeния — зaпрeт нa принятиe и нeпризнaниe сoвeршaeмыx eю тaинств.

Рaзрыв eвxaристичeскoгo oбщeния нa цeркoвнoм урoвнe oзнaчaeт, чтo aрxиeрeи и свящeнники РПЦ нe смoгут учaствoвaть в сoвeршeнии литургии сoвмeстнo с иeрaрxaми и свящeнникaми Кoнстaнтинoпoльскoгo патриархата, а миряне безграмотный смогут молиться, причащаться и совершать другие таинства в храмах Константинопольского патриархата.

Согласованность церкви, ее соборность в православии подтверждается евхаристическим общением, объяснил РБК протодьякон Андрей Ткачев. «Это публичное доказательство единства веры и единства в канонах, порядке и устройстве церковной жизни», — говорит дьявол. Вопрос совместной службы особенно актуален исполнение) диаспор и приходов, находящихся за рубежом, поясняет священнослужитель. «Не раздумывая нет ни одного народа, локализованного в пределах своих земель. Я, христианин священник, приезжаю в любую страну, нахожу с те православный храм и имею счастье там предназначаться совместную службу с местными священнослужителями, подтверждая нашу интернациональность, нашу достоверность Христу независимо от того, где автор живем и на каких языках мы говорим», — говорит Ткачев. Точно по его словам, отказ от такой практики символизирует глубокие расхождения посереди церквями — в данном случае «никак не столько догматического характера, сколько в вопросах дисциплины, правил поведения себя в семье Божией».

Эпохальный прецедент

Выступая перед журналистами после заседания Священного синода, спикер отдела внешних церковных связей РПЦ, митрополит Иларион напомнил, яко евхаристическое общение РПЦ со Вселенским патриархатом в последние лета уже прерывалось из-за событий в Эстонии. В 1996 году зачинатель Варфоломей принял Эстонскую апостольскую православную кирха под свою каноническую юрисдикцию, после что Священный синод РПЦ под председательством патриарха Алексия постановил отсрочить. Ant. ускорить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Между тем кризис был довольно быстро улажен.

2. В каких храмах теперича нельзя молиться?

Как для духовенства, где-то и мирян РПЦ молитва в храмах Константинопольского патриархата данное) время является грехом. «Вступление в общение с уклонившимися в староверство, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в старообрядство и сурово осуждается канонами Святой Церкви», — говорится в заявлении, принятом синодом. В случае нарушения такого дисциплинарного запрета клириков ждет кара, остальным воцерковленным придется покаяться, объяснил нет слов вторник секретарь отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протопоп Игорь Якимчук.

Мода на Афон: что российские политики и бизнесмены ездили на гору

До сих пор 6 фото

Фотогалерея

Нельзя совершать таинства нет слов всех действующих храмах Стамбула, а также в единственном действующем храме в традиционной зоне отдыха российских туристов Анталье. Не принимая во внимание того, под запрет подпадает ряд церквей в Греции — получи Крите, Родосе и других островах Додеканеса. Интердикт распространяется и на церкви греческого Афона — земного удела Богоматери, наподобие его называют церковники. Несмотря на в таком случае что Пантелеимонов монастырь на Афоне называется русским, некто находится в ведении Константинопольского патриархата, запрет синода распространяется и держи него, объяснил РБК заместитель председателя синодального отдела ровно по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. Монах монастыря архимандрит Евлогий является священнослужителем Константинопольского патриархата, а никак не РПЦ.

Православие в России

В России 71% граждан называют себя православными, показал протащенный в 2017 году опрос Pew Research. Ежедневно молятся — 17%, в США — 55%, говорится в волюм же исследовании. Российские социологические службы опросов в последние годы приставки не- проводили. Фонд общественного мнения в 2014 году сообщал, сколько в пересчете на число всех опрошенных в России исключительно до 8% утверждали, что посещают требище раз в месяц или чаще.

3. Как старообрядчество скажется на поместных церквях?

В диптихе РПЦ — 15 поместных (автокефальных) православных церквей, в диптихе Константинополя — 14 (РПЦ признает уже и Американскую православную церковь). Вселенский патриарх в диптихе (старшинстве чести) прошел слух первым среди равных. При этом вдоль пастве лидирует Русская православная церковь — 164 млн личность (данные Всемирного совета церквей). На втором месте — Румынская православная божий храм с паствой 18,8 млн человек, у Константинопольского патриархата — 5,3 млн. У поместных церквей существуют и экзархаты. Про РПЦ это, например, Украинская православная капелла, Белорусская православная церковь.

Пока предстоятели других поместных церквей ситуацию по нитке не комментировали. Болгарская, Грузинская, Польская православные церкви ждут официальных уведомлений с РПЦ и только потом определятся с позицией, сообщили их представители. Сербский основоположник Ириней в интервью газете «Вечерне новости» предупредил о внутренние резервы глубокого и долговременного разрыва в православии. «Нельзя не полностью и без исключений соблюдать вековой храмовый порядок и святые каноны, наша Церковь-матухна в Константинополе, к сожалению, по мнению огромного большинства епископов и теологов СПЦ, без лишних разговоров [этого] не делает», — подчеркнул дьявол.

Пока РПЦ сохраняет общение со всеми другими поместными церквями, хотя ситуация может измениться в зависимости от того, в качестве кого они отреагируют на действия Вселенского патриархата, сказал РБК протопоп Андрей Новиков. «Нет «евхаристического заражения». Разве Александрийская церковь продолжает общаться с Константинопольским патриархатом, автор этих строк через них не «заражаемся». Сие проблема Александрийской церкви», — объясняет дьявол.

Протоиерей Андрей Ткачев также допускает, в чем дело? поместным церквям рано или поздно всегда-таки придется решить, «кого они считают паче правым», так как проблема из чего явствует на «всеправославный уровень». «Такого порядка вопрос со временем может встать впереди прочими поместными церквями — нам состоять с русскими, но без греков или напротив? В сложившейся ситуации нельзя делать и то и так одновременно»​, — говорит он.

4. Чисто не ошибиться церковью?

После разрыва евхаристического общения масленица паствы РПЦ за рубежом усложнится, сказал РБК аббат храма Святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде (РПЦ, Корсунская епархия) священник Андрей Кордочкин. Понять, к какой церкви относится мольбище за рубежом, можно по информационной табличке у храма иль по тому, кого ведущий службы поминает в ходе службы, пояснил возлюбленный.

Нынешняя ситуация сложна для тех, кто именно считает себя «чадами РПЦ», только при этом живет в одном из городов, идеже нет церкви Московского патриархата. Как идти в этом случае, пока сказать сложно, указывает Кордочкин. Взять, в Турции или Финляндии доступ к приходам РПЦ затруднен; многие проживающие вслед рубежом в странах с большой греческой общиной верующие посещали приходы Константинопольского патриархата.

Возьми Святой горе Афон

(Фото: Воинственный Алексеев / Интерпресс / ТАСС)

Верующие, принадлежащие к РПЦ, должны биться в отношении храмов Константинополя так но, как в отношении храмов католических или англиканских, — обводит их; молиться следует на дому, категоричен священнослужитель Андрей Новиков, настоятель Московского Троицкого храма нате Воробьевых горах. Они также не должны смотреть участия в службах, которые совместно ведут представители какой приглянется другой поместной церкви с клириками Константинопольского патриархата, разъяснил РБК игумен.

Могут возникнуть и другие проблемы: в ноябре должен состояться освящение патриаршего собора Румынской православной церкви, в котором примут отзывчивость патриархи Румынский и Константинопольский. Необходимо разъяснение ото РПЦ, будет ли такой божий храм считаться освященным. «С моей точки зрения, очевидно, это будет неосвященный храм», — говорит протопоп Андрей. ​

5. Как раскол затронет христианские святыни?

Признанным общехристианским святыням до-прежнему можно поклоняться, где бы они ни находились, сказал найб председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Николай Балашов. Он напомнил, что паства РПЦ поклоняются святыням, находящимся в ведении католиков, хоть бы мощам святителя Николая Чудотворца в итальянском Бари (цитаты сообразно ТАСС).

Немало святынь находится на Афоне, одном изо главных святых мест для православных. В русском Прочно-Пантелеимоновом монастыре на Афоне хранятся сухофрукт святых Пантелеимона, Силуана Афонского, Иоанна Крестителя, апостолов Луки, Андрея Первозванного, Иакова, Петра, Андрея, Тимофея, Фомы, Варнавы и Варфоломея, а вдобавок трех святителей — Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Навевание тех или иных святынь для поклонения верующим организуется объединение совместной договоренности двух церквей или их отдельных епархий.

С Афона в последние годы Фондом Андрея Первозванного Владимира Якунина и Фондом Святителя Василия Великого Константина Малофеева в Россию были привезены двум святыни — частница пояса Богородицы и дары волхвов. Поясу Богородицы в 2011 году поклонились больше 3 млн паломников, дарам волхвов в 2014 году — сотни тысяч душа.

Прибытие святынь Константинопольской церкви в Россию в ближайшее пора вряд ли будет возможно, сказал РБК давило-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла раввин Александр Волков, отметив, что «с другими церквами никаких сложностей никак не будет возникать». Он заверил, зачем сложностей с принесением Благодатного огня из Иерусалима в Россию держи Пасху не будет: огонь приносится с Иерусалима, от патриарха Иерусалимского, и в этом вопросе пропал связи с отношениями Москвы и Константинополя.​

В Фонде Андрея Первозванного РБК сообщили, что такое? не планируют принесения православных святынь с Афона иначе из других регионов, находящихся в юрисдикции Константинопольского патриархата. В текущей деятельности фонда и в планах держи 2019 год нет программ, связанных с Афоном.

РБК направил требования в Международный фонд восстановления и сохранения культурного и духовного наследия Прочно-Пантелеимонова монастыря, в правление которого входят премьер-министр-министр Дмитрий Медведев и патриарх Кирилл, а вот и все в Русское афонское общество, в числе учредителей которого Костюха Голощапов и Юрий Лужков.

6. Что ждет служителей русского монастыря получи Афоне?

«Пока нет никаких причин, ради того чтобы говорить о том, который насельники монастыря по каким-то причинам должны были бы уходить эту обитель», — сообщил РБК Шура Волков, отметив, что и Свято-Пантелеимонов община, и остальные монастыри на Афоне подчиняются юрисдикции Константинопольского монастыря.

Контингент российских паломников на Афон уменьшится, предположи​л в разговоре с РБК Юша Лужков. Он подчеркнул, что о решении РПЦ узнал утречком 16 октября и еще не обсуждал его с другими учредителями Русского афонского общества. «Сие серьезное решение Русской православной церкви. Стоит понимать, что это будет реализовано. Вследствие этого думаю, что количество российских паломников и нашей церкви в целом полностью уменьшится», — отметил дьявол. По словам Лужкова, это произойдет неважный (=маловажный) «по какому-то приказу иль через силовую составляющую», а «при помощи понимание ситуации, в которую попала Русская храм».

«Это очень серьезное геморрой с точки зрения возможностей Афона решать домашние вопросы. Афон во многом зависит с паломников. Там, конечно, есть своя небольшая хозяйственная активность, но если говорить о приведении в порядок церквей и Афона в целом, так это зависит от тех, кто тама приходит», — добавил некто.

«Пока ничего не приостанавливается. Ни одна собака ничего не может знать, пока святейший праотец не выскажется, как жить дальше пастве и (языко действовать. Пока инструкции нет, это хана разговоры впустую», — заявил РБК другой породы учредитель Русского афонского общества Константин Голощапов.

7. (языко раскол повлияет на паломнический туризм?

С паломническими целями Грецию посещает 80–100 тыс. россиян в бадняк, примерно половина из них, то снедать 40–50 тыс., приезжают в святую гору Афон, оценивает гендиректор туроператора «Музенидис Трэвел» Алексаха Цандекиди.

«Никто ничего не понимает, ты да я ждем каких-то заявлений от Афона», — заявил РБК глава паломнического центра «Благословенный Афон» Серёга Максимов. По его словам, от паломников, забронировавших поездки, отказов настоящее) время не поступало. В последние годы из-после роста курса евро интерес к паломническим турам уменьшился, а в данное время может совсем сойти на нет, прогнозирует Максимов. В среднем из-за год центр обслуживает несколько сотен паломников. Ценность индивидуальной поездки на срок от одного дня перед двух недель (авиаперелет, шенгенская виза, местожительство в отелях и трансфер) начинается от €485 с человека, про организованной группы — от €860 («совершенно включено»).

В паломнической службе «Товия» (находится держи территории храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском), опять же предлагающей туры на Афон, РБК сообщили, чего программа запланированных поездок не менялась и паломники продолжают двигать на Афон: «Святыня есть священная корова. В Ватикане тоже есть святыни, мы преклоняемся, а богослужение не благословляется». Недельный первобытный бык на Афон с вылетом 21 октября вот-вот у «Товии» стоит 65 тыс. руб. с человека, бери последующие даты — 58,5–61,5 тыс. руб. с человека.

Неподвижность в окрестностях Афона пользуется большим спросом, что непосредственно на территории, примыкающей к границе Афона, в Уранополисе, нахватать разрешение на строительство невозможно, говорит директор компании El Greko Real Estate Мария Игнатиаду. «Изо-за дефицита предложения и близости к Афону в этом месте окаменение уходит нарасхват. Покупатели, конечно, православные паломники — россияне, украинцы, греки, грузины, — рассказывает Игнатиаду. — Уверена, словно нынешняя нестабильность связана больше с политикой, а отнюдь не с религией и на решениях паломников симпатия никак не скажется».

Православный передел: кому достанутся знаменитые украинские признание

Политика

По словам Игнатиаду, роль на дома в этом районе выше, нежели в других частях Халкидиков, на 20–40%. «Цены на этом месте начинались от €3 тыс. за 1 кв. м и могли набирать €7–10 тыс. в зависимости ото близости к морю. Но последние года один с половиной все дома здесь распроданы, и на продажу их никак не выставляют», — уточняет Игнатиаду.

8. Повлияет ли старая вера на экономику церквей?

Разрыв евхаристического общения РПЦ с Константинопольским патриархатом неважный (=маловажный) ведет к прямым экономическим издержкам. Но с-за действий Вселенского патриарха по признанию автокефальной украинской церкви Украинская православная автокефалия Московского патриархата, имеющая статус самоуправляемой церкви РПЦ, может посеять часть используемого ею имущества на территории Украины. УПЦ МП управляет сверху Украине тысячами церквей, а также Киево-Печерской и Почаевской лаврами. Слава были переданы в пользование УПЦ КП государством, сохранившим получи и распишись них права собственности.

9. Может ли состоять преодолен раскол?

Причины разрыва общения с Вселенским патриархатом названы в заявлении Священного синода и разъяснены митрополитом Иларионом: Стамбул восстановил в священном сане отлученного от церкви «лидера украинского раскола» Филарета (Денисенко, старейшина УПЦ КП) и лидера «еще одной раскольнической группировки» — Макария (корифей Украинской автокефальной православной церкви), принял разгадка «отменить» акт Константинопольского патриархата с 1686 года о включении Киевской митрополии в группа Московского патриархата, а также учредил ставропигию Константинопольского патриархата получи и распишись Украине. Все эти решения, с точки зрения РПЦ, являются незаконными. Условием восстановления отношений назван бойкотирование от «беззаконных и антиканоничных решений».

Филарет был предан анафеме в 1997 году определением архиерейского собора Русской православной церкви, сие решение было признано всеми поместными церквями и Константинополем, напоминает РПЦ. Царьград не имел прав восстанавливать с ним диалог в том числе и потому, что не возлюбленный предавал анафеме.

Возможность для примирения сохраняется, однако не в ближайшее время, а через несколько парение или десятилетий, допускает первый вице-директор Центра политических технологий Алексей Макаркин.

«Сие может быть всерьез и надолго, судя сообразно жесткому настрою Константинопольского патриархата на превалирование в православном мире. Вряд ли РПЦ часом-нибудь согласится с этим, потому что изложение идет не только о попрании канонического строя, а из этого следует на уровень экклезиологии и догмата о церкви», — говорит логопед церковной истории, профессор православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Вадя Петрушко.

Авторы:
Александр Атасунцев, Поляша Химшиашвили, Екатерина Костина, Маргарита Девяткина, Валя Романов.

При участии:
Гоша Губернаторов, Елена Сухорукова, Надежда Федорова.

Причина

Оставить комментарий