Главная » КУЛЬТУРА » Николай Бурляев: наш кинопрокат стал отделением американского кинематографа

Николай Бурляев: наш кинопрокат стал отделением американского кинематографа

Кoнeц мaя – врeмя, кoгдa Сeвaстoпoль oкaзывaeтся вo влaсти кинo: в гoрoдe прoxoдит фeстивaль «Зoлoтoй Витязь». В этoм гoду oн пoсвящён пятилeтию вoссoeдинeния Крымa с Рoссиeй.

 «АиФ» побеседовал с создателем фестиваля режиссёром Николаем Бурляевым.

А оригинатор кто?

Валентина Оберемко, «АиФ»: Миколай Петрович, как нужно строить российскую культурную политику, ваша милость начали объяснять ещё 20 лет отдавать. Сегодня что-то поменялось?

Николай Бурляев: 20 планирование тому назад я впервые поднял вопрос о книга, что в стране нет стратегии государственной культурной политики. Продолжал об этом бормотать (про себя) на протяжении десятилетий, и наконец мои старания увенчались победой: глава исполнительной власти подписал указ о новой государственной культурной политике. Благодаря тому чувство оптимизма есть, несмотря на препятствование.

Мне пришлось выступать с критическим разбором Концепции проекта Закона о культуре получи и распишись заседаниях рабочей группы по культуре Госсовета России, в Общественном совете возле Минкультуры РФ и на ОНФ. Концепцию разработали в Администрации Президента. Автора сего документа никто не знает. Большинство уважаемых персон, входящих в рабочую группу за разработке концепции, не принимали участия в работе по-над документом: не были приглашены ни сераскир культуры, ни Никита Михалков, ни многие некоторые люди компетентные люди. Авторы концепции не отрицают, ровно закон базируется на указе президента об основах государственной культурной политики. Да при этом утверждают, что государство невыгодный должно вмешиваться в вопросы культуры, оно слыхать лишь давать деньги. А творцы пусть творят тутти, что хотят. Значит, вновь не исключаются постановки в виде провокационного «Тангейзера» в Новосибирской опере, радужной палитры «Утка-центра», антиисторических киношедевров типа «Матильды», перформансов как прибивания мошонки к брусчатке Красной площади, рубки икон и беснования в храмах очередных «Пусси Райт». И по-новому никто не будет отвечать за пиликанье основ государственной культурной политики?

– Хотя если такие фильмы и спектакли показывают, так, это востребовано у зрителя?

– Сомневаюсь. Квалифицированная нормальных людей в России не принимает этой пошлости. Я более чем достаточно езжу по стране, встречаюсь и с власть имущими, и с простыми людьми. И однако они от Дальнего Востока до западных границ слышно примерно одно и то же: «Ваша сестра что делаете в Москве? Нас за дураков, точно ли, дер­жите?»

Душа и толкучка

– Андрей Кончаловский как-то сказал, ась? культура там, где не загаживают лифты, идеже не мусорят на тротуарах и во дворах… Все как один этой теории, у нас культуры нет.

– Андрюха Сергеевич – мой крёстный отец в области кино, открывший мне дорогу в кинематограф. Я к нему отношусь с огромным уважением. Подставлять ногу в лифтах – это очень плохо, однако понятие «культура», её основание несколько в другом. У нас не сформулировано формулировка культуры. Я бы предложил положить в основу закона следующую формулировку: цивилизованность – это служение высоким нравственным идеалам и духовному возвышению нации.

– А вас не кажется, что многие сегодня, живя в обществе конкретного потребления, неважный (=маловажный) хотят думать о душе и абстрактных нравственных идеалах?

– И легко – если им с начала перестройки, три десятилетия, вдалбливают в осознание, что самое главное – это твоя милость, твои права. Рви от жизни по сию пору! Главное – побольше нагрести «бабла», сделаться секс-символом, успешным и богатым… О правах считается те, кто не хочет думать об обязанностях?

– Ваша милость говорили, что необходимо вмешательство государства в культуру. Только зачем? Для цензурирования?

– Не вмешивание, а контроль. Лично я категорически против политической цензуры. Двадцать фильмов с моим участием пролежали держи полках суммарно 250 лет. Но поверка общества необходим. Давайте вспомним, что говорил нате сей счёт великий Пушкин: «Я клянусь в необходимости цензуры в образованном нравственно и христианском обществе, лещадь какими бы законами и правлением оно бы ни находилось. Этические нормы (как и религия) должна быть уважаема писателем. Безнравственные книги соль те, которые потрясают первые основания гражданского общества, тёцка, которые проповедуют разврат, рассеивают личную клевету… Законы противу злоупотреблений книгопечатания без- достигают цели закона; не предупреждают зла, иногда его пресекая. Одна цензура может материализовать то и другое». Вспомним, что главным цензором России был гигантский русский поэт и дипломат Ф. И. Тютчев, почитавший своё платонизм высокой гражданской миссией.

– Сегодня в России снимают беспредельно много картин про войну, спорт, а оборона простых людей фильмов практически нет. Они лежат держи полках из-за рыночной цензуры?

– Ваш брат правы. Таких фильмов нет и не ожидается, пока действуют законы рыночного кинематографа. Русский кинопрокат стал отделением американского. Многие кинотеатры страны построены в деньги США, поэтому наши дети смотрят их фильмы. По поводу недавно начали снимать патриотические картины. Чиновники Минкультуры и прокатчики, «богатеющие экраном», утверждают, а у нас идёт бурное «движение поднимай». Несомненно, некоторое экранное оживление в дальнейшем перестроечного киноапокалипсиса наблюдается. Но, по большому счёту, все перестроечная рыночная кинополитика – это тыканье вниз. Относительно высокого профессионального, творческого и нравственного уровня советского кинематографа, если творили такие выдающиеся кинорежиссёры, как Тарковский, Бондарчук, Шукшин, Ростоцкий, Рязанов, Михалков, Панфилов, постперестроечный базарный период выглядит весьма посредственно. Ну, творит за-прежнему всё тот же Никита Михалков – «нестандартный среди чужих». Появились после перестройки Волик Хотиненко, Александр Сокуров, можно добавить к ним до сей поры пару имён. Всё прочее – сие доходный промысел, эффектная пустота. Уверен, почему нашему Президенту для спасения культуры следует принять новый указ: «о выведении культуры изо рынка». Ведь культура и рынок – понятки несовместимые!

– А творец и деньги – понятки совместимые?

– Тарковский не раз полушутя-полушутливо говорил мне о том, что художник надо быть голодным. Оправдания коллег, участвующих в бездарных сериалах, в коммерческих фильмах, тырли-мырли, «нужно кормить детей», получи Страшном суде вряд ли примут. И придётся артистам срезать на вопросы: «Почему вы обнажались возьми экране и в театрах? Почему сквернословили и искушали зрителей своими патологическими наклонностями?» Непременно вспомнишь слова Священного Писания: «Зверс не прийти в мир соблазнам. Они должны подойти. Но горе тому человеку, через которого бездна бездну призывает приходит».

Оставить комментарий