Главная » ФИНАНСЫ » Вынужденный симбиоз. Как страховщики попали в зависимость от банков

Вынужденный симбиоз. Как страховщики попали в зависимость от банков

Фoтo Вaлeрия Шaрифулинa / ТAСС

Стрaxoвыe кoмпaнии пoслeдoвaтeльнo увeличивaют прoдaжи чeрeз бaнкoвскиe сeти, чтo пoзвoляeт бaнкaм диктoвaть свoи услoвия этoму рынку. Cтрaдaют oт кoнфликтa интeрeсoв стрaxoвщикoв и бaнкoв, кaк прaвилo, иx клиeнты

Рeзкий рoст сeгмeнтa стрaxoвaния жизни в пoслeдниe гoды привeл к измeнeнию структуры страхового рынка невыгодный только по видам популярных продуктов, а и по каналам продаж — страховые компании однако чаще пользуются услугами банков для распространения полисов.

Токмо за три года доля банковского канала в реализации страховых продуктов увеличилась в два раза. Если в 2015 году на него приходилось 17% собранных премий, ведь в 2016 году — уже 25%, в 2017 году — 31%, а сообразно итогам 9 месяцев 2018 года — 34%. Таким образом, в этом году банки-продавцы стали самым крупным изо посреднических каналов, обеспечив страховым компаниям 98 млрд изо 131 млрд рублей собранных премий.

Соревнование страховщиков и кредитных организаций началось с продажи продуктов, связанных с деятельностью банков, — страхования жизни и здоровья заемщиков, а в свою очередь страхования залогов. С 2013 года банковский голубая трасса стал основным для реализации некредитного страхования жизни. А взрывочный рост продаж через банки произошел в 2016 году, и после сих пор доля этого канала растет сильнее высокими темпами, чем показатели других посредников.

Же если и в страховании жизни, и в страховании от несчастных случаев подъем премий обеспечивается за счет всех категорий продавцов, так в сегменте страхования имущества граждан банки вытеснили агентов-физических лиц, которые в 2017 году собрали для 1,4 млрд рублей меньше, чем годом до того. В 2018 году банковские продажи в сегменте страхования имущества оказались вяще, чем у других посреднических каналов.

Выгоды и упущения

Кабала страховщиков от банковской сети продолжает вырастать. Однако тенденция к превращению банков в финансовые супермаркеты характерна отнюдь не только для России: интеграция кредитных организаций и страховых компаний с (давних уже прошла в развитых странах, сейчас буква модель распространяется на развивающиеся рынки.

С одной стороны, ко покупки недорогих коробочных продуктов, экономия времени, заочно необходимости предстрахового осмотра дают преимущество банкам передо традиционными агентами в non-life сегменте, тогда как бы в страховании жизни на первый план итак квалификация сотрудников, которая должна быть предостаточно высокой, чтобы они могли продавать в такой мере сложные страховые продукты.

С другой стороны, европейские клиенты, не беря в расчет удобства покупки, выигрывают в том числе и в тарифах следовать счет снижения затрат страховых компаний. Комиссии банков-посредников по (по грибы) продажи страховых полисов в Европе составляют 7-15%.

В России дела прямо противоположная: банки получают гораздо паче высокие комиссии, чем агенты и брокеры, и их планида в цене продукта доходит до 50%. В результате комиссионное роял за продажи страховок составляет около 8% прибыли кредитных организаций. В 2016 году банки получили ото страховщиков 77 млрд рублей, в 2017 году — 97 млрд, вслед за 9 месяцев 2018 года — 84 млрд рублей.

С точки зрения владельцев бизнеса, отличие невелика: с учетом того, что большинство крупных страховщиков входит в одну финансовую группу с продающими банками, «центр прибыли» несложно смещается от страховой к кредитной организации. Однако платит за все страхователь.

Для страховщиков банковский свищ остается выгодным, так как высокие затрата на привлечение и удержание страхователей компенсируются низкой убыточностью. Тем отнюдь не менее страховщики пытаются оптимизировать взаимоотношения с банками-посредниками. Сие позволило им снизить комиссионное вознаграждение соответственно основным видам банковских продаж — страхованию жизни, ото несчастных случаев, имущества физических лиц и финансовых рисков.

Рискованность и возможности для клиентов

Создание агентской путы требует значительных временных, операционных, финансовых затрат — продажи путем банковскую организацию гораздо проще. Однако существует большая объективная возможность того, что банк-агент станет доминирующей косвенно во взаимоотношениях со страховой компанией и начнет предписывать условия сотрудничества.

Отказ влечет потерю значительной части бизнеса, как бы, например у компании «Капитал Лайф Страхование Жизни» (прошлое название — «Росгосстрах-Жизнь»), которая лишилась внутренние резервы продавать полисы через офисы банка «ФК Открытие».

Несоответствие интересов страховщика и банка помимо завышенных комиссионных вознаграждений заключается и в агрессивном маркетинге, навязывании страховок около предоставлении кредита, мисселинге в сегменте страхования жизни. Ото этого страдают уже сами клиенты банков, которые однако чаще жалуются в ЦБ на искажение информации рядом продаже страховых полисов.

Несмотря на в таком случае, что банковский канал остается одним изо самых дорогих, в ближайшие 3-5 лет дьявол останется основным для сегментов страхования жизни, страхования через несчастных случаев и страхования имущества граждан.

В долгосрочной перспективе альтернативой и банковскому, и другим каналам выступит паутина. Пока объемы получаемых через онлайн-продажи премий невелики, а в будущем они c высокой долей вероятности вытеснят офлайн-посредников.

Взгорок доступности информации окажет плохую услугу страховым агентам, а посредники в лице финансовых консультантов останутся с целью сложных или нишевых продуктов.

Оставить комментарий