Главная » ФИНАНСЫ » Пространство для маневра. Чем опасны новые санкции США против России

Пространство для маневра. Чем опасны новые санкции США против России

Фoтo Brian Snyder / REUTERS

Рaсплывчaтыe фoрмулирoвки, кoтoрыми oпeрируют aмeрикaнскиe сeнaтoры в нoвoй вeрсии «aдскиx» сaнкций, дaют бoльшиe вoзмoжнoсти пo усилeнию сaнкциoннoгo дaвлeния нa Рoссию в любoй удoбный интересах Вaшингтoнa мoмeнт

Aнoнсирoвaнный вeчeрoм в срeду, 13 фeврaля, сaнкциoнный зaкoнoпрoeкт oт aмeрикaнскиx сeнaтoрoв Линдси Грэмa и Бoбa Мeнeндeсa нaдeлaл числа шума и нагнал паники, причем даже внутри институциональных инвесторов и нерезидентов, что, в общем-в таком случае, довольно странно, если вспомнить, как всем сердцем, даже с нетерпением, и именно в феврале все ожидали его появления. Выясняться такая нервозность может, наверное, только излишним оптимизмом впоследствии недавнего повышения рейтинга России от Moody’s и ожиданием аналогичного поступки от Fitch.

Отвлечемся от реакции финансового рынка и поживем — увидим, чем, собственно, в реальности может грозить новешенький виток санкционного давления. Оговоримся сразу — основная стращание от санкций для российского бизнеса состоит в книжка, будут ли прописаны вторичные санкционные мероприятия для тех неамериканских компаний, которые решат подпирать или начинать с нуля коммерческую деятельность с попавшими подина ограничения партнерами из России. Если вторичных санкций ни -де-юре, ни де-факто не перестаньте, то не стоит ожидать большого эффекта и ото новых санкций на сами компании — связь с американским бизнесом сейчас крайне ограничено и осуществляется чаще итого по инициативе самих США в чувствительных исполнение) них вопросах.

Среди находящихся под угрозой российских отраслей экономики, упомянутых в законопроекте, значатся финансовая, нефтяная, газовая (СПГ-проекты) отрасли, IT, кораблестроительство и энергетика с госучастием за пределами России. Последнее особенно завлекательно, ведь энергетика включает в себя и электрогенерацию, в волюм числе атомную, и передачу электроэнергии по магистральным сетям, и с (аукциона.

Что касается банков — в законопроекте нет никаких конкретных имен, недостает упоминания об отключении от систем платежей и блокировании долларовых расчетов, что ни говори теперь под санкции может попасть всякий «финансовый институт». Это гораздо более широкое и потенциально опасное распознание, позволяющее применить ограничительные меры к самым разным профучастникам рынка. Взять, к банку или брокерскому дому, через что клиенты могут приобрести допущенные к биржевым торгам в России ценные бумаги попавших подина санкции компаний и уж тем более новые выпуски ОФЗ в существенные суммы. Ведь такие сделки, особенно с ОФЗ, присутствие желании могут быть расценены как «прямое сиречь косвенное финансирование вмешательства в работу демократических институтов».

Билль готовит заблаговременный удар по расширению присутствия российского СПГ в европейском и азиатском рынках. При этом перед СПГ-проектами может подразумеваться что нравиться: и терминалы по сжижению, и пункты приема и регазификации, и танкерная переотправка с судов ледового класса для дальнейшей транспортировки в южном направлении. Последнее на азиатских поставок некритично, там используется российская анклав, а для европейского сбыта перевалка пока привязана к норвежской юрисдикции — сообразно крайней мере, до ввода в эксплуатацию комплекса нате Кольском полуострове, а это еще минимум годы-два.

Участие в разработке российских нефтяных ресурсов — сие и вовсе максимально общая формулировка, под которую может попасть ан любой иностранный партнер, в том числе и поставитель оборудования. Конечно, если действительно очень нужно, средства можно произвести самим: были бы чертежи, а до этого часа лучше — образец. Будет дорого, получится никак не сразу, но в итоге задача будет решена. Ключевым вопросом тогда является время — программы локализации и разработки аналогов безотлагательно запущены практически во всех сферах промышленности, в томик числе и в подводной добыче углеводородов, и в судостроении (ото двигателей до навигационных систем), но поперед первых результатов практически по всем изо них нужно ждать еще от 3 предварительно 15 лет. Столь долгого срока у России, верней всего, не будет, поэтому нормальная вещь, например, по проектам в коммерческом судостроении, полно определяться тем, готовы ли партнеры вести борьбу свое участие в них и искать обходные пути.

Точка соприкосновения впечатление получается следующее: законопроект в том виде, что он известен сейчас, является менее жестким, нежели прошлогодний радикальный вариант, и не предполагает неизбежного немедленного воздействия в экономику и финансы России. Однако он открывает значительно более широкие возможности для планомерного усиления сего воздействия в перспективе нескольких кварталов, причем соответствующие решения могут приживаться совершенно внезапно, в том числе и на уровне отдельных ведомств, а за некоторым пунктам — лично президентом США.

А главное, вряд ли стоит сомневаться, словно этот законопроект последний. Вполне разумно вбить себе в голову, что в рамках предвыборной кампании 2020 возраст этот документ будет назван неэффективным и возьми свет появится нечто еще более радикальное. К этому и нужно подходить, защищая свои отраслевые интересы. Худший прогноз, возможный и в случае победы Трампа, и в случае прихода к руководящие круги демократов в 2020 году, — это попадание в формуляр стран-спонсоров терроризма. Тогда будет малограмотный до анализа отраслей. Пока же только и остается выделить следующие чувствительные места: сельское отр (запрет на поставки семян посевного фонда, смолта, молодняка, кормов и добавок) и атомная ручное производство.

Оставить комментарий