Главная » ФИНАНСЫ » Кризис веры. Как экономический рост зависит от доверия к власти

Кризис веры. Как экономический рост зависит от доверия к власти

Фoтo Maxim Shemetov / REUTERS

Подлый урoвeнь дoвeрия рoссиян к влaсти скaзывaeтся нe тoлькo нa oбъeмe чaстныx инвeстиций в стрaнe, нo и нa пeрспeктивax рaзвития экoнoмики

Кoгдa рeдaкция Forbes прeдлoжилa мнe прoкoммeнтирoвaть зaявлeниe глaвы Счeтнoй пaлaты Aлeксeя Кудринa o тoм, чтo в целях рoстa экoнoмики вaжнo дoвeриe людeй к влaстям, я сильнo удивился. Вo-пeрвыx, складность дoвeрия и экoнoмичeскoгo рoстa кaзaлaсь мнe oчeвиднoй. Вo-втoрыx, смутилo, чтo сии слoвa прoизнeс Aлeксeй Кудрин, кoтoрый, нa мoй косяк, сaм нeмaлo сделал для снижения доверия населения к начальник.

Сегодня много говорится о недостатке средств ради реализации национальных проектов, и это притом, аюшки? на депозитах корпораций и граждан лежат больше ста триллионов рублей. Значит, вопрос заключается далеко не в недостатке средств, а в дефектах системы трансформации сбережений в вложения. И именно здесь во весь рост встают институциональные проблемы, формальные и неформальные нормы, взрослые социальные процессы. Та самая проблема доверия.

Милость и институты

Доверие давно уже относят к числу факторов, которые нужно считаться при анализе эффективности системы институтов. Вместе с тем оно буквально пронизывает всю эту систему. На этом месте можно вспомнить мольеровского Журдена, который невыгодный знал, что говорит прозой. Так и я живем в мире, пронизанном отношениями доверия, ежеминутно вспоминая о нем лишь в ходе социологических опросов.

Скажем, приходя в магазин, мы не носим с на вывеску набор приборов для оценки качества покупаемых продуктов. Возьми деле это означает, что подавляющее значительная в той или иной степени доверяет магазинам и системе потребительского контроля. Нарушения и ажно вопиющие эксцессы создают колебания в этом доверии, да не подрывают общую систему взаимоотношений торговли и потребителей.

Аналогичным образом суд обстоит и в экономической и социальной жизни. Стабильность отношений подразумевает наличествование достаточного доверия к исполнению правил, регулирующих труд институтов.

За последние годы доверие населения к институциональной системе во всем объеме повысилось. Достаточно вспомнить, что в начале 1990-х годов многие хранили домашние сбережения (у кого они были) в стеклянных банках. В эту пору же, даже в период экономических сложностей, гоминидэ исправно несут свои деньги в обычные банки. На этом месте, безусловно, сказалась государственная система страхования вкладов, хотя и рост надежности самой банковской системы стал важным фактором повышения доверия.

Всё же сегодня для перехода к новому качеству экономики, к темпам роста, соответствующим целям майского указа, сего качества институтов уже явно недостаточно.

Слабые места

В нежели именно россияне не доверяют властям и подобно ((тому) как) это связано с экономикой?

Речь идет в навечерие всего о росте частных и государственных инвестиций. В небухгалтерской экономике вклады — это обмен реальных денег на ожидания будущих прибылей. Сии ожидания требуют высокого уровня доверия к системе институтов, регулирующих инвестиционный слушание.

А с этим сейчас есть проблемы. Например, результаты «чистки», проведенной Центробанком, поставили подо сомнение надежность банков. Выпавшие из шкафов скелеты — «отмывка» средств, сомнительные торговые связи, невозвратные кредиты, выданные фирмам собственников — показали причины, после которым качество их инвестиций оказалось чертовски невысоким.

Аналогичная, но более сложная замес сложилась и с инвестициями в инновации. Налицо огромный развитие инновационного потенциала, о чем свидетельствует, например, нарастание числа стартапов. Но многочисленные институциональные проблемы, офигенный уровень недоверия стартаперов к возможности реализовать приманка проекты на родине ведут в результате маловыгодный к росту, а к так называемому бегству проектов.

Крупной проблемой да является эффективность инвестиционного процесса. Если проничь в содержание макроэкономических уравнений, то становится разом) видно, что, например, за проблемой повышения отдачи инвестиций скрывается восклицательный знак качественного отбора инвестиционных проектов. А за сим отбором, в свою очередь, мало таясь, скрывается территориальный и ведомственный лоббизм.

В этом направлении нужно определять институциональные проблемы, учитывать социальные реалии. Так на деле привычная реакция властей сводится к расширению полномочий контролирующих органов. Малограмотный учитываются ни реальные возможности контроля, ни достоинство контролеров, ни причины, толкающие акторов нате нарушения.

Насущная задача — повысить эффективность регулирования социально-экономической деятельности (за исключением. Ant. с ее решения рост нереален) — сводится к «перетягиванию каната» в кругу силовиками, с одной стороны, и бизнесом — с другой.

Кончить эту традицию может лишь кардинальный отрицание от примитивного взгляда на экономику (то) есть на предмет бухгалтерских манипуляций.

Точки роста

(велико)рослый экономический рост может быть основан лишь только на повышении эффективности всей институциональной системы, регулирующей социально-экономические взаимоотношения. Причем именно всей системы, элемент ради элементом. Пробел в каком-либо значимом элементе бросьте как в «черную дыру» затягивать возможности других институтов.

Во-первых, что нужно для возвращения доверия граждан, — сие исключить «реформы», затрагивающие базовые ценности активной части общества. Ватага остро реагирует на действия, затрагивающие и тем побольше оскорбляющие базовые ценности, прежде всего непредвзятость. И в этой области важно вернуть доверие россиян. Сие не значит, что нужно отказаться с назревших реформ. Просто нужно делать сие профессионально. Тогда большинство «непопулярных» реформ (бог) велел сделать вполне приемлемыми, если не будь здоров популярными.

Так, например, назревшая, но плохо подготовленная и до сих пор хуже проведенная пенсионная реформа была воспринята что прямой вызов принципам справедливости. И в этом контексте впечатляют фр министра финансов Антона Силуанова о том, что-то он был удивлен реакцией на нее россиян. Сие заявление демонстрирует как слабое понимание современных общественных процессов, в такой степени и отсутствие в правительстве адекватной экспертизы. Отсюда и неприемлемое порушение доверия, и высокие риски еще раз насесть на те же грабли.

Второе — сие борьба с «торговцами страхом». Уровень доверия/недоверия к институтам в стране много значит превышает реальный уровень рисков. В обществе ровно будто бы сложилась такая «коалиция торговцев страхом» — в ней участвуют литература, несистемная оппозиция и политтехнологическая братия. Их забота в этом понятно, но вот что поменьше логично, так это вовлеченность и большинства «экспертов», и министров экономического блока, предрекающих всякие несчастья. Их содействие в «коалиции» лишь подрывает доверие к власти. Игнорируется основание: преувеличение угроз так же опасно, во вкусе и их недооценка, которая лишает ресурсов развития.

Минус разрушения этой самой «коалиции торговцев страхом», помимо формирования ответственной экспертной среды, дающей взвешенные профессиональные оценки, эквилибр рисков и выгод, подлинный рост доверия маловероятен.

В-третьих, звучит задействовать ресурсы гражданского общества. Сегодня созданы правовые элементы общественного контроля, но пока его потенциал используются слабо. Далеко не все конечности общественных советов при федеральных органах исполнительной центр готовы проявлять принципиальность в оценке деятельности министерств и ведомств. Так без этого трудно уберечь власть ото просчетов и ошибок.

Слабо работают структуры гражданского общества и получи и распишись повышение эффективности институтов, на рост доверия. Поступок не ограничивается впечатляющим примером Ассоциации российских банков (АРБ). Хана ведь знали про «рисованные» балансы, относительно «прачечные» и т.п. Когда я на одной из телепередач сказал для эту странную позицию, президент АРБ Гарегин Тосунян ми ответил: «Что, мы должны собачиться дружок с другом?» Кончилось все известным кризисом банковского сообщества.

Поверхность доверия к бизнесу тоже нужно повышать, а сие невозможно без высокого уровня деловой этики, минуя реального горизонтального контроля, на которых базируется весь система институтов на Западе. Это не более миф, что бизнес лишен этики. Нужно запоминать, что Адам Смит сначала написал «Теорию нравственных чувств», а не более чем затем — «Исследование о природе и причинах богатства народов». Моральные нормы были и нет слов многом продолжают оставаться основой эффективных институтов успешных экономик.

Тут. Ant. там нам предстоит трудный путь. Но нужно дорого бы начать большую общественную дискуссию. Препоручение. Ant. недоверие — огромный и пока еще слабо используемый резерв развития. Но без него у страны непочатый угол шансов на успех.

Точка зрения автора статьи может никак не совпадать с позицией редакции

Оставить комментарий