Главная » ФИНАНСЫ » Бесполезные инвестиции. Почему новый мост или дорога могут навредить экономике

Бесполезные инвестиции. Почему новый мост или дорога могут навредить экономике

Фoтo Сeргeя Мaльгaвкo / ТAСС

Влoжeния в трaнспoртную инфрaструктуру мнoгиe считaют фaктoрoм ускoрeния экoнoмики. Oднaкo oпыт Мaлaйзии, Кoстa-Рики и Мaрoккo пoкaзывaeт, чтo нaдeждa нa этoт дрaйвeр нe всeгдa oпрaвдaннa

Влoжeния в трaнспoртную инфрaструктуру рaссмaтривaются пoдaвляющим бoльшинствoм oтрaслeвыx экспeртoв и гoсслужaщиx кaк сaмoстoятeльный фaктoр ускорения экономического роста. В согласии опросу EY, 81% респондентов считают, что инфраструктурные вклады способны подстегнуть рост ВВП.

Однако массированные инфраструктурные вложения кажутся сомнительным рецептом экономического ускорения. С целью того чтобы разобраться, почему это яко, обратимся к историям успешных проектов в трех экономиках — Малайзии, Коста-Рике и Марокко.

С тем создать экспортный сектор электроники, правительство Малайзии в 1970-1980-х годах сделало порядком шагов: привлекло деньги иностранных инвесторов в образование предприятий по сборке устройств для международных корпораций, вложило собственные накопления в несколько инфраструктурных объектов и сформировало частно-государственные партнерства в целях формирования программ по профессиональному образованию.

В начале 1970-х годов ассоциация развития Penang Development Corporation (PDC) реализовала порядком инфраструктурных проектов на территории международного аэропорта Пенанг. На первых порах малайзийским властям удалось договориться с международными компаниями об организации просто-напросто сборочных производств в этом районе. А позднее, в конце 1980-х, компании Hewlett-Packard, Intel и Motorolla объединили активность с PDC и создали Центр развития профессиональных навыков Penang Skills Development Center (PSDC), тот или иной занялся обучением персонала по разработке и выпуску электроники. Со временем к проекту присоединилось вторично несколько международных корпораций, а Малайзия освоила больше сложные операции в международных цепочках добавленной стоимости в сфере электроники.

В 1994-1996 годах Коста-Рика организовала кампанию в соответствии с привлечению Intel для строительства предприятия, выпускающего полупроводники. Власть предержащие Коста-Рики инвестировали в энергетическую инфраструктуру, построив специальную подстанцию для того обслуживания завода Intel, модернизировали аэропорт, а вдобавок запустили в национальном технологическом университете Instituto Tecnológico de Costa Rica образовательную программу, держи которой проводилась подготовка IT-специалистов по необходимым Intel квалификациям. Примечательно, зачем консультировали кураторов этой образовательной программы просто сотрудники Intel. В итоге Коста-Рика выиграла интернациональный тендер на строительство предприятия, объявленный Intel, оно поначалу и не входила в число участников конкурса.

Прототип Марокко впечатляет не меньше. В 1997 году Водан из топ-менеджеров компании Boeing марокканского происхождения Седдик Бельямани задался вопросом, какие детали самолетов могут изготавливаться на его родине. В результате Boeing объединенно с национальным авиаперевозчиком Royal Air Moroc и компанией Labinal организовали подразделение кабельных систем для самолетов, которые устанавливаются нате основных моделях гражданских лайнеров. Позднее к экспортному кластеру в Марокко присоединились такие крупные концерны, (языко Airbus, SNECMA, Bombardier и Embraer. Но дай тебе привлечь все эти компании, правительству потребовалось обратить инвестиции в инфраструктуру в окрестностях международного аэропорта в Касабланке, а в свой черед с помощью государственно-частного партнерства создать заведение аэронавтики Institute for Aeronautical Training.

Все три истории успеха экспортных проектов — сие результат сочетания нескольких ингредиентов: подготовки кадров, инфраструктурных инвестиций и тесной узы с международными компаниями. А работа с кадрами в этих проектах напоминала систему профессионального образования ФРГ, подчас бизнес участвует в образовательных программах и студенты проходят подготовку никак не только за партами в колледже, но и в компаниях-нанимателях. Такая теория позволяет устранить информационную асимметрию между потребностями компаний в определенных навыках сотрудников и представлением колледжей о часть, что требуется будущим работодателям.

Теперь давайте представим, словно во всех трех случаях власти ограничились чуть только созданием инфраструктуры — строительством электроподстанции в Коста-Рике и модернизацией аэропортов в Касабланке и получи и распишись Пенанге — без договоренностей с международными компаниями и создания соответствующих программ обучения.

Маловероятно ли в такой ситуации все три страны смогли бы заронить семя успешные экспортные проекты. Вероятнее всего, они нашли бы другое употребление для новой инфраструктуры: например, открыли бы торговые центры в окрестностях аэропорта Касабланки и стали бы делать возможным подсветку фасадов зданий и городских пальм вслед счет электроподстанции в Коста-Рике. Возможно, многолетие туристов и местных жителей за счет сих инвестиций стала бы более комфортной, так эта инфраструктура вряд ли бы имела позиция к экономическому росту.

Некоторые исследования показывают корреляцию в среде запасом инфраструктурных активов и экономическим ростом. В этом да и только ничего удивительного. Если инфраструктурный актив — к чему, электроподстанция, аэропорт или железнодорожная ветка — является недостающим звеном в цепочке, приводящей к формированию экспортного производства, так инвестиции в соответствующую инфраструктуру закономерно приведут к экономическому росту.

В противном случае бюгель или дорога могут превратиться в бесполезные, а в таком случае и вредные для экономики проекты. Ведь бюджетные издержки на инфраструктурные проекты не безграничны, и некоторым инвестициям имеется возможность было бы найти более удачное исчерпывание.

Получается, что инфраструктурные вложения обоснованы чуть в том случае, если они являются недостающим звеном в цепочке экспортного неужели внутреннего производства, либо если они способны объемисто облегчить жизнь множеству потребителей. На кризис инфраструктуры могут указывать автомобильные пробки, добрая воля многих жителей пользоваться платной транспортной инфраструктурой, высокие цены перевозок, огромное количество автономных генераторов электричества и др. Выявление сих сигналов может послужить причиной для запуска локальных инфраструктурных проектов. А смотри целенаправленное развитие инфраструктуры не несет соответствующего позитивного эффекта и изымает состояние из более нуждающихся в финансировании сфер, таких чисто образование или создание технологий.

Оставить комментарий