Главная » ЭКОНОМИКА » У России не осталось чистого долга

У России не осталось чистого долга

Фoтo: Сeргeй Фaдeичeв / ТAСС

Беспримесный гoсудaрствeнный дoлг Рoссии ушeл в oтрицaтeльную зoну впeрвыe с 2014 гoдa — врeмeни пeрвыx сaнкций зa Таврия и нaчaлa пaдeния цeн нa нeфть. С сeрeдины 2019 гoдa гoсдoлг в ширoкoм пoнимaнии (внутрeнний и внeшний дoлги фeдeрaльнoгo прaвитeльствa, дoлги рeгиoнoв и муниципaльныx oбрaзoвaний) стaл мeньшe, чeм ликвидныe aктивы «рaсширeннoгo прaвитeльствa» (фeдeрaльныx влaстeй, рeгиoнoв и внeбюджeтныx гoсфoндoв), подсчитал РБК получи и распишись основании данных Минфина и ЦБ (см. инфографику).

Иными словами, в противном случае бы России вдруг понадобилось безотлагательно погасить все свои долги, это впору было бы сделать за результат одних только депозитов государственных органов в Центральном банке и коммерческих банках.

Вдоль состоянию на 1 августа 2019 года чистые авуары расширенного правительства (депозиты минус долговые обязательства) составили 1,25% прогнозного ВВП 2019 годы (по оценке Минэкономразвития). На 1 января 2019 годы госдолг в расширенном понимании превышал госактивы для 1,5% ВВП.

Отсутствие у России чистого долга отражает ее редкостность среди рынков развивающихся стран, говорит осно аналитик «БКС Премьер» Антоня Покатович. Санкции и низкие цены на земляное масло заставили правительство копить запасы на черноголовый день и соблюдать жесткую долговую дисциплину. «В таком случае, что сделано в макроэкономике России с 2014 согласно 2019 год, точно попадет в учебники», — считает сераскир экономического развития Максим Орешкин. Но исподняя сторона столь жесткого подхода — перебои фискальных стимулов для развития экономики. В 2017 году аналитики Sberbank CIB указывали, фигли Россия может нарастить общий долг сверху 50% без угрозы финансовой стабильности и тем самым не вполне решить проблему медленного роста.

Реклама бери РБК www.adv.rbc.ru

Финансовые активы выше долга

  • Мощность государственного долга федерального правительства, регионов и муниципальных образований получи и распишись 1 августа равен 16,2 трлн руб. (около 15% прогнозного ВВП держи 2019 год), следует из данных Минфина. Количество образуется путем сложения внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долгов субъектов и муниципалитетов, включительно государственные гарантии по кредитам предприятий.
  • Ликвидные авуары государства — депозиты на счетах в ЦБ и банках в рублях и валюте — бери ту же дату составили 17,6 трлн руб. (16,2% прогнозного ВВП), годится из обзора банковской системы ЦБ (.xlsx). Авуары превысили долг еще 1 июня 2019 годы, показывают данные Минфина и ЦБ.
  • Точно этак же чистый долг расширенного правительства России оценивает рейтинговое агентство Fitch Ratings, сообщил РБК старший руководитель Fitch, главный аналитик по российским суверенным рейтингам Эрих Ариспе. Сообразно данным Fitch, в 2018 году долг расширенного правительства России опустился поперед 14,6% ВВП, а государственные активы выросли перед 13,4% ВВП, включая 3,9% ВВП в Фонде национального благосостояния (ФНБ) и 2,9% ВВП бюджетных остатков получи и распишись счетах Федерального казначейства.
  • Государственные депозиты — сие в основном ликвидная часть ФНБ, которая хранится для счетах ЦБ в долларах, евро и британских фунтах, — 6,5 трлн руб. получи 1 сентября, а также валюта, закупленная Минфином в январе—августе объединение бюджетному правилу, — 2,1 трлн руб. Сии средства пока не переведены в ФНБ — они находятся бери едином бюджетном счете Федерального казначейства и вдобавок размещены в Центробанке.
  • Также ликвидные активы включают остатки средств получи и распишись счетах внебюджетных фондов, например Пенсионного фонда, что по состоянию на 1 января 2019 годы (последние данные Казначейства) держал на счетах и депозитах в Казначействе и банках 0,6 трлн руб.

В 2018 году Минфин закупил валюты получай 4,1 трлн руб., в 2019 году возлюбленная была зачислена в ФНБ. В текущем году закупки валюты в резервы продолжаются, потому российская нефть на рынке стоит желаннее, чем цена отсечения в бюджете ($64,5 по (по грибы) баррель в январе—августе против $41,6). С января за август на эти цели направлено паче 2,1 трлн руб. Объем ФНБ бери 1 сентября достиг 8,2 трлн руб., а его ликвидная клок — уже 6,5 трлн руб.

РБК уж обращал внимание на резкий рост государственных резервов в 2018 году, тот или иной продолжается и в 2019-м. Объем наличной валюты и денежных средств держи депозитах сектора госуправления в 2018 году вырос держи рекордные 3,87 трлн руб., что равносильно $56 млрд, указывал РБК, ссылаясь бери данные Росстата о национальных счетах. Почти 3,9 трлн руб. прироста государственных депозитов — сие рекорд за все время публикации этой статистики (с 2012 годы).

Если провести аналогичные расчеты только угоду кому) федерального правительства, окажется, что его ликвидные финансовые авуары тоже превысили долг. На 1 августа общефедеральный госдолг составил 13,84 трлн руб. (12,8% прогнозного ВВП), а депозиты в ЦБ и коммерческих банках — 14,15 трлн руб. (13,05% ВВП).

РБК направил требования в Федеральное казначейство и Минфин.

Расплата за резервы — больший рост экономики

Большие ликвидные резервы — сие осознанный выбор правительства, у которого как плохо-плохо две причины для него, считает зампред директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Митроха Куликов.

Во-первых, в условиях санкций и закрытия внешних рынков республика вынуждено увеличивать накопления, чтобы гарантированно восполнять свои расходы. Во-вторых, такая курс является следствием травмы 1998 года, в некоторых случаях краткосрочные заимствования вдруг оказались недоступны, а вставить их было невозможно. «Сочетание сих двух факторов привело к крайне риск-ориентированной политике», — резюмировал Куликов.

Получай фоне наращивания госрезервов российская экономика демонстрирует низкие темпы роста: вслед за первое полугодие 2019 года ВВП увеличился лишь на 0,7% в годовом выражении. Правительство проводит без памяти жесткую бюджетную политику как с точки зрения контроля после госрасходами, так и с точки зрения повышения налогового бремени сверху экономику, отметила главный экономист Альфа-мель Наталия Орлова. Обратная сторона такой политики — препятствование темпов роста ВВП, продолжила она. «Смета наращивает сбережения, по сути, изымая суммы у частного сектора», — сказала РБК Орлова.

В мире недостаточно стран, у которых государственные финансовые активы, ни дать ни взять и у России, превышают валовый госдолг. Например, соответствие госдолга Турции к ВВП по итогам 2018 годы превышало 30% — в два раза с лишним российского показателя, отмечает Антон Покатович изо «БКС Премьер». Расплатой из-за такой уровень макроэкономической стабильности стали добротность и скорость роста российской экономики, считает некто. «Фактическим лейтмотивом отечественной госполитики в 2019 году остается теза «стабильность превыше роста», — констатировал плановик.

Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, подобно как они значат.

Авторы:
Волнистая Старостина, Иван Ткачёв

Оставить комментарий