Главная » ЭКОНОМИКА » Треть доходов бюджетной системы России оказалась связана с нефтью и газом

Треть доходов бюджетной системы России оказалась связана с нефтью и газом

Фoтo: Aндрeй Рудaкoв / Bloomberg

Минфин Рoссии с 2006 гoдa публикуeт «нeфтeгaзoвыe дoxoды» фeдeрaльнoгo бюджeтa, кoтoрыe дaвнo стaли бaзoвым индикaтoрoм углeвoдoрoднoй зaвисимoсти стрaны. В рaзныe гoды дoля нeфтeгaзoвыx дoxoдoв в бюджeтe, пo дaнным Минфинa, вaрьирoвaлaсь oт 36 дo 51%, a пo итoгaм прoшлoгo гoдa сoстaвилa 46%.

Мeжду тeм oцeнкa Минфинa нe включaeт в сeбя пoступлeния oбщeгo xaрaктeрa oт нeфтeгaзoвoй oтрaсли, кoтoрыe в зaвисимoсти oт зaдaчи тaкoй oцeнки дозволяется было бы отнести к «расширенным» нефтегазовым доходам, скажем от налога на прибыль нефтегазовых компаний другими словами НДС в отрасли.

РБК решил посчитать нефтегазовые средства к существованию в расширенном понимании. Оказалось, что сумма поступлений в соответствии с всем налогам, акцизам и пошлинам от компаний по мнению добыче нефти и газа превысила 10,5 трлн руб. числом итогам 2018 года, то есть оказалась после меньшей мере на 17% больше оценки Минфина исполнение) федерального бюджета.

Нефтегазовые доходы в широком понимании составили лишше трети всех доходов российской бюджетной системы (федерального бюджета, бюджетов регионов и социальных фондов), подсчитал РБК бери основе данных Минфина, Казначейства и Федеральной налоговой службы (ФНС).

Оповещение на РБК www.adv.rbc.ru

Что говорит Минфин

Оценку нефтегазовых доходов Минфин публикует в отчетах об исполнении бюджета. В эту сумму Минфин с 2008 лета включает поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортных таможенных пошлин, а с 2019 годы также платежи по новому налогу сверху дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) и акциза получи и распишись нефтяное сырье, направленное на переработку.

  • Вслед за весь 2018 год, по данным Минфина, нефтегазовые хлеб составили 9 трлн руб., или 46,3% всех доходов федерального бюджета;
  • Вслед за январь—июль 2019 года, по части последним данным Минфина, нефтегазовые доходы составили 4,78 трлн руб., али 41,7% всех доходов федерального бюджета вслед за этот период.

Нефтегазовые доходы Минфина важны к бюджетного правила, согласно которому на дополнительные хлеб от нефти дороже $40 за бариль (в ценах 2017 года, они ежегодно индексируются для 2%) закупается валюта для пополнения государственных резервов.

В самом деле, при оценке нефтегазовых доходов Минфин содержит не все платежи, которые поступают в смета от нефтегазовой отрасли в целом — точно в виде налогов и страховых взносов, так и в виде иных регулярных платежей, прокомментировала РБК управляющий практики оказания услуг по налоговому и юридическому консультированию компаниям нефтегазового сектора КПМГ в России и СНГ Витуля Тургенева.

Почему для Минфина расширение оценки не мочь

При этом нефтегазовые компании помимо платежей, которые учитывает Минфин, перечисляют в смета другие налоги и сборы, а также страховые взносы. Минфин малограмотный включает эти поступления в оценку в рамках бюджетного образ мыслей, поскольку их невозможно объективно и тем паче оперативно оценить, пояснила РБК пресс-сервис ведомства. Кроме того, поступления по во всех отношениях налогам нельзя учитывать в рамках бюджетного взгляды на вещи, поскольку на эти поступления «оказывает побуждение масса других факторов, кроме цены в нефть», подчеркивают в Минфине.

«В несходность от нефтяных налогов, где взаимосвязь с ценой прописана прямо в формуле платежа, разделить налог на улов на часть, полученную именно в связи с превышением цены в нефть базового уровня, невозможно. Соответственно, эксперимент учитывать их в бюджетном правиле привела бы к недостоверности и спорности оценок, попыткам манипулирования аль необходимости в разы усложнить налоговую отчетность», — отмечается в комментарии Минфина.

Увлекательно, что в 2006 году, когда Минфин внедрял положение нефтегазовых доходов, первоначально было предложено вливать в них больше платежей, в том числе наравне раз налог на прибыль и дивиденды нефтегазовых компаний. И, (пред)положим, применительно к 2006 году первоначальная оценка давала в 19% больше, чем в итоге взятая Минфином по (по грибы) основу.

«Нужно понимать, что признание Минфина демонстрирует доходы государства исключительно ото добычи и последующего экспорта сырой нефти и газа не принимая во внимание учета других видов деятельности. НДПИ, а сие рентный налог, зависит от объема добычи и неважный (=маловажный) учитывает финансовый результат — его кризис миновал и понятнее прогнозировать на основании планов в области объему добычи углеводородного сырья», — объясняет Витуся Тургенева.

Доходы бюджета, не связанные с добычей нефти и газа, получи 264,3 млрд руб. превысили прогноз, должно из корректировок федерального бюджета на 2019 годочек. «Обычно у нас нефтегазовые доходы всякий раз больше, ненефтегазовые — меньше. Что-то около вот в этот раз наоборот», — отмечал основополагающий вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.

Как-никак 165,6 млрд руб. этого прироста обеспечило расширение прибыли в нефтедобыче и нефтепереработке, которые Минфин маловыгодный учитывает в составе нефтегазовых доходов, а также в металлургии.

По какой причине показали расчеты РБК

РБК попытался обретший расширенную оценку нефтегазовых доходов государственных бюджетов с учетом платежей, которые учитывает Минфин, а вдобавок прочих налогов и сборов и страховых взносов:

  • 10,567 трлн руб., вдоль расчетам РБК, составил объем поступлений ото добычи нефти и газа в консолидированный бюджет в 2018 году.

В духе мы считали

Расширенная оценка всех нефтегазовых доходов бюджетной системы следовать 2018 год в дополнение к показателю Минфина содержит поступления от акцизов (по данным Казначейства), налогов, сборов и страховых взносов с добычи сырой нефти и природного газа, ровно по данным ФНС (кроме НДПИ, который еще учтен в оценке Минфина, и акцизов). Поскольку большая) часть нефтегазовых компаний — экспортеры и возмещают оплаченный НДС, учитывались только поступления по НДС нате товары, реализуемые на внутреннем рынке. НДС поступает в федерационный бюджет, большая часть налога на выгода — в бюджеты регионов, страховые взносы — кайфовый внебюджетные фонды.

При этом с учетом дивидендов расширенная вальвация нефтегазовых доходов бюджета была бы ещё раз больше: от «Газпрома» земля по результатам 2018 года получит едва 192,5 млрд руб. дивидендов, от «Роснефти» — 137,3 млрд руб.

  • Двум трети дивидендов в федеральный бюджет поступает через крупнейших компаний нефтегазового сектора, сообщили РБК в Минфине.

До данным ФНС на 1 января 2019 годы, добыча сырой нефти и природного газа обеспечила:

  • 97% всех поступлений налога бери добычу полезных ископаемых — 5,96 трлн изо 6,127 трлн руб. от НДПИ;
  • 15% доходов бюджета точно по налогу на прибыль — 600 млрд изо 4 трлн руб.

Минфин так прокомментировал предложенную РБК оценку: «Хардж на прибыль складывается из всей деятельности компании, и некорректно аминь эти средства относить только к нефтегазовому сектору».

К потенциальным уязвимостям расчетов да относится неопределенность относительно целесообразности учета нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей — содержать ли налоги на эти компании. Если нет их включать, оценка может получиться бездоказательно широкой. Кроме того, данные по НДС получи и распишись 1 января 2019 года из отчетности ФНС носят невыгодный окончательный характер из-за того, что-нибудь возмещение НДС всегда происходит с лагом. Под конец, РБК не учитывал вычеты, предоставляемые за акцизам на нефтепродукты: этой информации в отчетах Казначейства разве ФНС обнаружить не удалось.

Налоговая груз на добычу полезных ископаемых традиционно самая высокая. Задание на предприятия по добыче топливно-энергетических ископаемых (мальта, газ и уголь) в России, по данным ФНС, выросла получи и распишись 7,1 п.п. — с 45,4% в 2017-м задолго. Ant. с 52,5% в 2018 году.

При этом значительная нефтегазовых компаний возмещает уплаченный НДС следовать экспорт товаров. Отмена возмещения НДС экспортерам нефти и газа привела бы к росту цен и снижению конкурентоспособности российской продукции сверху мировых рынках, пояснял ранее Минфин. ФНС публикует сведения об уплате и возмещении НДС, но безграмотный ранжирует их по видам экономической деятельности, а в разрезе отдельных компаний они составляют налоговую тайну.

Ткомедиограф:
Ольга Агеева

При участии:
Милость Божия Ткачёв

Оставить комментарий