Главная » ЭКОНОМИКА » Орешкин изменил подход к экономическим прогнозам

Орешкин изменил подход к экономическим прогнозам

Фoтo: Мaксим Шeмeтoв / Reuters

Минэкoнoмрaзвития пoмeнялo кoнцeпцию срeднeсрoчнoгo прoгнoзирoвaния сoциaльнo-экoнoмичeскoгo рaзвития стрaны. Eсли рaньшe прoгнoз сoстaвлялся в трex сцeнaрияx — бaзoвoм, цeлeвoм и кoнсeрвaтивнoм, тo тeпeрь oстaлoсь тoлькo двa вaриaнтa — бaзoвый и кoнсeрвaтивный. Измeнилaсь и сaмa на первом плане прoгнoзa: бaзoвый вaриaнт, пo сути, стaл цeлeвым, пoясняют aнaлитики. A знaчит, бoльшe нeт нeзaвисимoгo, нeйтрaльнoгo прoгнoзa «сo стoрoны».

Измeнeния прoизoшли уже в 2018 году, после утверждения майского указа президента о национальных целях и стратегических задачах. Только о переходе к новой системе прогнозирования прямо нигде приставки не- заявлялось.

Целевой прогноз перетекает в базовый

Аранжированный в 2017 году прогноз на 2018–2020 годы до этого времени содержал базовый, консервативный и целевой сценарии. А в сентябре 2018 возраст Минэкономразвития представило трехлетний прогноз (.pdf) только в базовом и консервативном вариантах. Синхронно с традиционным трехлетним прогнозом, который ложится в основу формирования бюджета, департамент подготовило и прогноз до 2024 года — в соответствии с логикой новых нацпроектов.

На правах пояснили РБК в пресс-службе Минэкономразвития, набирание макроэкономических прогнозов регулируется постановлением правительства №1234. В него и были внесены изменения, исключившие точка о целевом варианте прогноза. Правда, эти поправки датированы маем 2019 возраст, а прогноз в двух сценариях вышел и использовался подле формировании бюджета еще в 2018 году.

Эмир-аль-омра экономики Максим Орешкин в сентябре 2018 лета, представляя прогноз на заседании правительства, говорил, что-что отличительной особенностью нового прогноза является ведь, что он «основан на предпосылке успехи национальных целей развития, заложенных в майском указе президента». «Каждая с целей оказывает влияние на показатели прогноза», — сказал симпатия.

Экономика

Минэкономразвития описало экономику России вне сверхдоходов от нефти

Как поменялось повествование вариантов прогноза

У Минэкономразвития есть методические рекомендации по части составлению макропрогноза, но прежняя их вариант была утверждена в 2016 году еще министром Алексеем Улюкаевым (ныне находится в тюрьме). Сии рекомендации формально еще не пересмотрены. Методика так описывала три варианта прогноза (в соответствии с прежней редакцией постановления №1234):

  • Стержневой вариант — «основные тенденции и величина развития экономики в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов».
  • Охранительный вариант — «консервативные оценки темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий».
  • Целевой трансформация — «достижение целевых показателей социально-экономического развития, учитывающих в полном объеме приобретение целей и задач стратегического планирования при консервативных внешнеэкономических условиях».

А в новой редакции постановления правительства пенсион базового варианта изменено: «консервативные» внешние положение оставлены, но больше нет указания для «внутренние факторы». Формулировка консервативного варианта также несколько отличается: вместо «существенного ухудшения» внешней конъюнктуры ныне предлагается лишь учитывать «возможность ухудшения внешнеэкономических условий».

Рядом этом в постановлении правительства нет указаний держи то, что теперь базовый прогноз оказаться вынужденным исходить из предпосылок достижения национальных целей в полном объеме. В Минэкономразвития никак не ответили на вопрос РБК, почему опорный прогноз стал фактически целевым.

Прогноз отныне. Ant. потом отражает «желаемое»

Отказ через отдельного целевого прогноза, исходя из слов Орешкина, обусловлен тем, чего теперь цели российской экономики определены национальными проектами предварительно 2024 года. На встрече с журналистами 26 Ава министр, отвечая на вопрос РБК, подтвердил, что-то прогнозируемые темпы роста ВВП на 2021–2024 годы (раньше 3%) подразумевают реализацию «структурных мер экономической политики». Сие повышение качества регулирования, внедрение новейших технологий, прогресс инфраструктуры, улучшение конкурентной среды и т.д. По расчетам Минэкономразвития (.pdf), непримечательный вклад структурных мер в ВВП на долгосрочном горизонте оценивается получи и распишись уровне 1,5 п.п. Иными словами, без реализации сих мер рост ВВП России будет ограничен приблизительно 1,5–1,7% (совпадает с оценками потенциального роста экономики), а быть реализации поднимется до 3% и выше.

Распорядитель аналитического департамента «Локо-инвест», экс-главарь департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Кирилл Тремасов считает, почто с приходом Максима Орешкина видение макропрогноза в Минэкономразвития степенно изменилось. Ранее прогноз рассматривался во многом равно как технический документ, необходимый для аккуратного расчета бюджетных доходов. Симпатия был в высокой степени независимым, отражал м экономических трендов, написал аналитик на своей странице в Facebook.

Политическая экономия

Минэкономразвития ухудшило перспективы роста

«Сущность изменение, произошедшее с макропрогнозом Минэка в последние пару планирование, — он приобрел целевой напор. Иными словами, прогноз сейчас отражает желаемое марево экономики», — подчеркнул Тремасов.

С ним по макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. «Приближенно и есть. Раньше была переходная динамика, а ныне целевое становится базовым. Если посмотреть бери новые цифры, то там ВВП раньше 3% (с 2021 года. — РБК), душок инвестиций в ВВП тоже соответствует. Это попросту базовый стал целевым, а консервативный — побольше плохой вариант», — сказал дьявол.

При формировании бюджета ориентиром остается опорный вариант, носящий теперь характер целевого, отметил Мурашов. В бюджете ото прогнозируемых темпов роста ВВП зависит пророчество налоговых поступлений, от прогнозируемой инфляции — планируемые затраты на индексацию ряда социальных выплат.

Целей пора и совесть знать сложно достичь

Масштабные цели ставились правительством и вперед — например, по майским указам 2012 годы. «Видимо, раньше предполагалось, что цели, заложенные в [старых] майских указах, новые и политическая экономия должна перестроиться. Хотели показать: есть инерциальный вариант, без майских указов, а есть целевой, с учетом стимулирующей политики», — пояснил чартист. А сейчас прогноз адаптирован с учетом нацпроектов. «Кой смысл делать [нейтральный] базовый сценарий, тот или другой фактически отражает тот случай, когда беспритязательно саботируют выполнение майских указов?» — подчеркнул возлюбленный.

Международные рейтинговые агентства, оценивая перспективы российской экономики, как водится отмечают риски недовыполнения стратегических государственных задач. В июле Standard & Poor's указывало, будто новая экономическая программа правительства «является шабаш сложной с точки зрения ее реализации, потому что планируемые меры будет сложно осуществить поскольку различных рисков». Fitch в августе ссылалось нате риски задержек в реализации инвестиционных проектов.

Обратной обходным путем того, что Минэкономразвития фактически сделало целевой предвидение базовым, могут стать более глубокие пересмотры динамики ВВП согласно мере приближения «дальних» прогнозных планирование, если структурные меры правительства будут конечно реализовываться не так быстро. 26 Гуся Минэкономразвития уже пересмотрело базовый прогноз роста ВВП для 2020 год с прежних 2 до 1,7%.

Консервативный схема, с которым ознакомился РБК, предполагает, что ВВП в 2020 году вырастет едва только на 1,1%, в 2021 году — возьми 1,9%, в то время как в базовом сценарии в 2021 году РФ выходит на целевые темпы экономического роста вне 3%. В результате, если реализуется консервативный схема, ВВП России окажется на 30,5 трлн руб. в меньшей мере за пять лет — с 2020 в области 2024 год — по сравнению с траекторией в базовом прогнозе.

Подпишитесь сверху рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, зачем они значат.

Авторы:
Аня Гальчева, Иван Ткачёв

Оставить комментарий