Главная » ЭКОНОМИКА » Объем непубличных закупок за 2018 год превысил 7% ВВП

Объем непубличных закупок за 2018 год превысил 7% ВВП

Фoтo: Eвгeний Курскoв / ТAСС

Инфoрмaция o зaкупкax нa сумму oкoлo 7,5 трлн руб., неужто бoлee 7% ВВП, нe прoxoдилa чeрeз Eдиную инфoрмaциoнную систeму (EИС) в 2018 гoду. Oб этoм свидeтeльствуeт пoступивший в РБК мoнитoринг Счeтнoй пaлaты, пoсвящeнный гoсудaрствeнным зaкупкaм и зaкупкaм гoспрeдприятий.

Скрытыe тeндeры

В 2018 гoду зaкaзчикaм пoзвoлили нe рaзмeщaть в EИС инфoрмaцию o зaкупкax услуг пo испoльзoвaнию гoсудaрствeннoгo и муниципaльнoгo имущeствa и финaнсoвыx услуг. Был рaсширeн и инвентарь закупок в сфере атомной энергии, сведения о которых безлюдный (=малолюдный) составляют гостайну, но также не должны дефилировать публично.

Закупки, проведенные через ЕИС, составили в прошлом году 16,7 трлн руб. А вконец объем договоров, включая непубличные, оценивается в 24,2 трлн руб., показала отчетность корпоративных заказчиков. Маржа составила 7,5 трлн руб. — сам-друг больше, чем в предыдущем году (3,4 трлн руб.).

Паблисити на РБК www.adv.rbc.ru

Скрытые закупки ведут к ограничению конкуренции, росту рисков неэффективного расходования бюджетных средств, подобно как сдерживает рост экономики, подчеркивают в Счетной палате. Сообразно данным Минфина, объем закрытых закупок, начиная гостайну и закупки, которые правительство засекретило особыми решениями, составил 808 млрд руб. в 2018 году.

Низкая расчетливость и конкуренция

Уровень конкуренции остается низким — приблизительно трех заявок на лот, а показатели относительной экономии вслед последние два года снижаются, выявил оценка. «Несмотря на значительные бюджетные затрата, ежегодно направляемые на совершенствование системы государственных и корпоративных закупок, заметных положительных изменений безлюдный (=малолюдный) происходит», — констатировали в ведомстве.

Ключевая рана — в отсутствии во многих секторах стабильного конкурентного предложения, пояснил РБК хозяйничающий партнер консалтинговой компании Bright Денис Абакумов. «Ваша сестра можете сколько угодно придумывать самые изощренные законы и процедуры, так если на рынке нет поставщиков, подрядчиков не то — не то их количество сильно ограничено, в том числе изо-за санкций, то вы не сможете наварить хорошую цену», — отметил Абакумов. В России неблизко не все рынки обладают признаками чистой конкуренции. «Главная вопрос системы закупок — удовлетворить надобность заказчика: поставить оборудование в срок, вывести квалифицированного подрядчика нате объект и т.д. И цена, с точки зрения заказчика, безграмотный главный фактор успешности», — подчеркнул сюрвейер.

Но даже при наличии конкуренции происходят закупки вдоль завышенным ценам. Чтобы снизить «человечий фактор» и коррупционные риски была запущена Единая информационная налаженность. С 2019 года заказчики обязаны проводить по сию пору закупки в электронной форме. Но мониторинг выявил рискованность системы. 21% всего периода действия симпатия была недоступна из-за профилактических работ. Перегрузки и технические неуправка затрудняют доступ бизнеса к закупкам, ведут к срывам сроков и привлечению заказчиков к административной ответственности, утверждают аудиторы.

Осложнение закупочных процедур не сократит коррупцию, клянусь Абакумов. «Количество инструкций и правил может всего-навсе затруднить действия коррупционера, но никак неважный (=маловажный) предотвратить», — подчеркивает советчик.

Главные результаты мониторинга госзакупок в 2018 году

  • Всеобщий объем объявленных государственных и корпоративных закупок составил близ 31,9 трлн руб. (далеко не постоянно из них привели к заключенным контрактам).
  • Мощность средств бюджетов всех уровней, которые обращаются в сфере закупок, вырос получай 36,2% с 2014 года и составил почти 8 трлн руб. Основная недоля объявленных закупок проходит через электронные аукционы.
  • Чуть не половина объема госзакупок (49,8%) происходит в семи регионах: Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Татарстане, Свердловской области и Башкирии.
  • Развратница доля закупок у единственного поставщика и несостоявшихся закупок по мнению-прежнему превышает 50%. Часто единственные поставщики передают работы субподрядчикам, сколько вызывает риски неэффективного расходования средств.

Главным изменением в сфере закупок в 2018 году был переключение «бумажных» закупок в электронную форму. С июля заказчики могут отправлять конкурс, запрос котировок, предложений в электронной форме. А этот механизм пока непопулярен: доля таких закупок составила слабее. Ant. более 1% по итогам года.

Нет смысла швырять деньгами все закупки в электронные торги, считает Абакумов. «Системы электронных закупок способны послужить гарантией полный цикл только для стандартизированных товаров и услуг с однозначной связью промежду ценой и качеством. Любое сложное оборудование, многосоставная предлагать себя со сложной системой тарификации требуют очных переговоров, начиная ото обсуждения технических заданий и заканчивая финальным подписанием контракта», — пояснил рецензент.

Финансовая нагрузка возросла

С октября 2018 годы изменились правила обеспечения заявки на беспокойство в госзакупках (44-ФЗ) и закупках госкомпаний у субъектов МСП (223-ФЗ). В данное время поставщики должны открыть специальный счет в одном изо утвержденных ЦБ банков и держать на нем червонцы для обеспечения заявок. По окончании приема заявок потом уведомления оператора электронной площадки банк следует) что-то сделать заблокировать средства для обеспечения заявки. Предел должна была упростить доступ к закупкам и вклепать новых участников, но добавила бизнесу проблем. Сто банки не подтверждают наличие средств для счете или не блокируют средства изо-за технических неполадок. Кроме того, банки вводят абонентскую плату и комиссии в 50–250 руб. вслед одну блокировку. При этом законом невыгодный предусмотрена ответственность банков за нарушения 44-ФЗ.

В 2018 году равно как заработал Единый агрегатор торговли. Через него госорганы и федеральные казенные учреждения обязаны запасаться канцтовары, лекарства на сумму до 200 тыс. руб. у единственных поставщиков и остальные закупки малого объема (до 100 тыс. и 400 тыс. руб.). Агрегатор взимает комиссию в 1% с начальной максимальной цены контракта, но малограмотный более 5 тыс. руб., а для малого бизнеса и социально ориентированных НКО — 2 тыс. руб. Опять же для участия в закупке нужно внести капитал на депозит — расчетный расчёт оператора.

Отдельной статьей расходов заказчика остаются расход на обучение сотрудников из-за неустанно меняющегося законодательства, указали в Счетной палате.

Количество нарушений практически утроился

Общая сумма выявленных Счетной палатой нарушений подле закупках составила 293,7 млрд руб. — в 2,8 раза сверх, чем за 2017 год. Традиционно квалифицированная нарушений (74,6%, или 219,7 млрд руб.) связано с начальной минимальной ценой контракта. Около этом законодательство не регулирует ценообразование близ закупках.

Даже при высокой цене услуг ангажемент может получить заранее известный участник, подина которого и были прописаны критерии, сказала РБК гендиректор НАО «Евроэксперт» Катерина Синогейкина. Также для победы по 223-ФЗ до настоящего времени большее распространение на рынке закупок приобретают консорциумы — другой раз компании объединяются, чтобы получить максимальный оценка по квалификации и получить контракт. Такой вывоз по бросовым ценам. Ant. импорт снижает качество. «Победитель в подобных случаях может весь не обладать необходимым опытом и компетенциями», — отметила сюрвайер.

Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, фигли они значат.

Автор:
Святая Агеева

Оставить комментарий