Главная » ЭКОНОМИКА » МВФ порекомендовал России раскрыть финансы госкомпаний

МВФ порекомендовал России раскрыть финансы госкомпаний

Фoтo: Yuri Gripas / Reuters

Мeждунaрoдный вaлютный фoнд (Международный валютный фонд) рeкoмeндуeт рoссийским влaстям oбязaть всe гoсудaрствeнныe прeдприятия публикoвaть eжeгoдныe финaнсoвыe oтчeты, a тaкжe включaть иx aгрeгирoвaнныe пoкaзaтeли в свoдную бюджeтную oтчeтнoсть. Этo oднa изо дeсяти рeкoмeндaций, aдрeсoвaнныx Рoссии в дoклaдe фoндa o финaнсoвoй прoзрaчнoсти бюджeтнoй пoлитики, эффeктивнoсти прaвитeльствa и снижeния уязвимoсти oт кoррупции (*.pdf). Сeйчaс дaнныe бoлee 30 тыс. рoссийскиx гoспрeдприятий (state-owned enterprises, SOE) oстaются зa рaмкaми кoнсoлидирoвaннoгo бюджeтa гoсудaрствa, a мнoгиe с ниx нe публикуют aудирoвaнную oтчeтнoсть, кoнстaтируeт Международный валютный фонд.

Oцeнки кoличeствa гoспрeдприятий в Рoссии рaсxoдятся. Пo дaнным Рoсстaтa нa 1 янвaря 2019 гoдa, в стране 59,6 тыс. хозяйствующих субъектов в госсобственности. Они, с одной стороны, делятся получи коммерческие компании и предприятия (около 5,7 тыс.) и государственные учреждения (рядом 53 тыс.). С другой стороны, их хоть разделить на находящиеся в федеральной собственности (17,4 тыс.) и в региональной (вокруг 42 тыс.). Количество акционерных обществ и унитарных предприятий, находящихся в федеральной собственности, составляет рядом 2 тыс.

В целом МВФ ранее оценивал капитальное вложение госсектора в российский ВВП в 33%. Федеральная антимонопольная службишка (ФАС) заявляла о 70-процентной доле госсектора.

Середи других рекомендаций МВФ — собирание 50-летнего бюджетного и макроэкономического прогноза и флешь институциональной независимости Росстата от органов исполнительной администрация. Также фонд отмечает слабое информирование о долгосрочных обязательствах государства в рамках государственно-частных партнерств (ГЧП), коих насчитывается около 2,5 тыс. Общая стоимость ГЧП-проектов оценивается Международный валютный фонд в 2,2% ВВП в 2017 году. МВФ рекомендует выпускать ежегодные оценки таких обязательств.

Экономика

Передняя часть заявила о «сращивании монополий с государством»

Большинство предложенных Международный валютный фонд мер по повышению бюджетной прозрачности еще реализуются, заверила РБК пресс-служба Минфина. «Поуже принята и реализуется «дорожная карта», которая предусматривает претворение на методологию формирования статистики госфинансов с учетом показателей финансового результата государственных корпораций», — сообщили в министерстве. Ровно по данным МВФ, Минфин планирует составить статистику по мнению финансам госкорпораций на консолидированной основе к началу 2020 лета.

Реклама на РБК www.adv.rbc.ru

Сейчас в России полдюжины госкорпораций, крупнейшие — это ВЭБ.РФ, «Ростех», «Росатом», «Роскосмос». Агентство S&P Global Ratings н назвало ВЭБ «квазибюджетным подразделением» правительства. Минфин безлюдный (=малолюдный) объясняет, почему решено включить в состав бюджетной отчетности просто-напросто госкорпорации.

Госкомпании и госпредприятия

Данные МВФ о количестве государственных компаний выглядят завышенными, считает заведующий Института стратегического анализа компании ФБК Grant Thornton Игорюша Николаев. «Госпредприятие — сие лишь форма собственности. Они могут руководить коммерческую деятельность, а могут участвовать в тендерах сверху госзаказ. На мой взгляд, эта хвала МВФ заслуживает того, чтобы ее постигнуть, но не так все бесспорно», — сказал дьявол.

Николаев подчеркнул, что следует разделять неодинаковые виды государственных предприятий. Эксперт предположил, что-нибудь МВФ мог включить в эту категорию и муниципальные предприятия.

Хозяйство

55 триллионов в запасе: как власти оценили постоянно природные ресурсы России

Согласно данным Росстата, получи и распишись начало 2019 года в России действовало 1084 акционерных общества с акциями в федеральной собственности. Часть ГУПов в федеральной собственности составляло 821. А совокупная дивиденд по двум этим категориям госпредприятий следовать 2018 год составила около 1,88 трлн руб., тож 9,7% доходов федерального бюджета.

Растущая светлость бюджета

Россия была одной из первых стран, которая подобру получила оценку открытости бюджета от Международный валютный фонд — в 2014 году, когда проводилось бульон такое исследование, Россия по прозрачности бюджетной политики заняла лидирующие позиции середи развивающихся рынков.

С тех пор российские руководство добились значительного прогресса в повышении фискальной прозрачности, отмечают в Международный валютный фонд. По результатам нового анализа, проведенного в этом году, Расея по степени бюджетной открытости находится вне «середняков» из числа развитых стран Европы — немножечко хуже Великобритании и немного лучше Португалии, Ирландии, Австрии.

  • Российская бюджетная отчетность стала сильнее полной с ежегодной публикацией детализированной оценки налоговых расходов (налоговых льгот) и классификацией бюджетных расходов в разрезе госпрограмм, считает Международный валютный фонд.
  • Были опубликованы первые официальные оценки нефтегазовых запасов в рублевом эквиваленте.
  • Фискальная курс стала более доступной для общества, чрез (год) того как Минфин стал публиковать «Смета для граждан», содержащий бюджетные цифирь и отчетность в адаптированной для неспециалистов форме. В счёт того, более половины регионов страны подключились к развитию инициативного бюджетирования (подле котором граждане напрямую могут влиять бери расходование определенной части местных бюджетов).
  • Исключая этого МВФ отмечает публикацию Минфином долгосрочного бюджетного прогноза задолго. Ant. с 2036 года.

Прозрачность бюджетной политики в целом просто-напро сказывается на эффективности управления государственными доходами и стоимости госзаимствований, а как и снижает возможности для коррупции, подчеркивается в материалах Международный валютный фонд. В пресс-службе Минфина пообещали, что круг будет «и в дальнейшем работать над повышением бюджетной прозрачности, совершенствованием бюджетного процесса».

Непрозрачные нацпроекты и секретные затрата

Среди аспектов бюджетной политики, которые требуют повышения открытости, Международный валютный фонд выделяет непрозрачность расходов на реализацию национальных проектов и большую долю засекреченных статей федерального бюджета. Третина закрытых бюджетных расходов на национальную оборону и сохранность выросла с 10% в 2010 году до 17% в 2018 году, указывает ресурс.

Экономика

МВФ предложил России раскрыть часть бюджетных расходов

По мнению Игоря Николаева, саморекомендация снизить долю засекреченных расходов абсолютно справедлива. «Направление, которая у нас есть, засекречивается всё и весь. Это явно тенденция нехорошая, неправильная, затем что автоматически эти расходы становятся непрозрачными», — подчеркнул спирт.

В пресс-службе Минфина просьбу прокомментировать рекомендацию Международный валютный фонд о снижении доли секретных расходов оставили лишенный чего ответа.

На реализацию нацпроектов в бюджете отводится в среднем 10%, отмечает МВФ. При этом разрешены неограниченные переносы средств посередине проектами без дополнительных согласований. В июне власть решило исключить из паспортов нацпроектов информацию о промежуточных результатах входящих в них федеральных проектов в разбивке точно по годам и, соответственно, информацию о бюджетных ассигнованиях в разрезе федеральных проектов.

РБК дотоле также обращал внимание на то, почему оперативный контроль за финансовым исполнением нацпроектов возьми сегодняшний день не полностью доступен общественности. Ежемесячная справка о кассовом исполнении нацпроектов не публикуется для сайтах Минфина, Счетной палаты, Едином портале бюджетной системы и портале нацпроектов.

Международный валютный фонд полагает, что правительству России следует вернуться к промежуточным внутригодовым оценкам расходования бюджетных средств нате реализацию нацпроектов.

В пресс-службе Минфина пояснили, чисто возможность при необходимости перераспределять расходы в рамках нацпроектов минус внесения изменений в закон о бюджете нужна, «для того чтобы более эффективно распоряжаться ресурсами и обеспечить шедевр. Ant. неудача целей и задач, определенных в нацпроектах». При всем при том это не отменяет парламентский контроль, скажем как «все корректировки обязательно должны взяться рассмотрены в рамках трехсторонней комиссии, в которую в томишко числе входят представители Госдумы и Совета Федерации», подчеркивают в ведомстве.

Политическая экономия

Оперативные данные о расходах на нацпроекты оказались недоступны обществу

Сценарий на 50 лет и инвестиции из ФНБ

До этого часа одна рекомендация МВФ — публикование каждые три года отчета о бюджетных рисках и учеба 50-летнего бюджетного прогноза с учетом различных сценариев динамики цен получи нефть и других макропараметров. Кроме того, кредиты предписывает приводить сопоставления между официальными финансовыми прогнозами и прогнозами независимых структур с объяснением их расхождений.

Соответственно информации МВФ, правительство действительно планирует углубить горизонт планирования для долгосрочных макроэкономических и бюджетных прогнозов следовать пределы 17-летнего периода, который используется неотлагательно, и включить в прогноз более детализированные бюджетные риски.

«Вальвация бюджетных рисков уже осуществляется в рамках бюджетного прогноза, который-нибудь актуализируется Минфином России ежегодно», — прокомментировали материал рекомендации МВФ в пресс-службе Минфина.

В 2015 году Публичный совет при Минфине подготовил и опубликовал речь об оценке бюджетных рисков. Инициатором прогноза выступил Минфин, сообщил РБК верховод Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, возглавлявший раз такое дело рабочую группу по оценке бюджетных рисков. «Без задержки Минфин собирается сам делать это постоянно, кажется, в рамках долгосрочного бюджетного планирования», — сказал некто.

Предложение делать 50-летние бюджетные прогнозы Гурвич расценивает подозрительно. «Думаю, это трудно будет навести погреб без макроэкономического прогноза. Не думаю, по какой причине Министерство экономики будет сразу готово отгрохать на 50 лет прогноз», — пояснил возлюбленный.

Что касается использования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), так МВФ советует прекратить внебюджетные инвестиции изо ФНБ во внутреннюю экономику, в прошлом направлявшиеся сверху докапитализацию банков, инфраструктурные проекты и субсидирование кредитов малому и среднему бизнесу.

Минфин немедля прорабатывает вопрос инвестирования средств ФНБ после всего достижения ликвидной частью фонда планки 7% ВВП, «затем чтоб при этом не расшатать макроэкономическую прочность, которой удалось достичь за последние годы». «Наша сестра исходим из того, что нужно высказать комплексный подход к инвестированию средств ФНБ в проекты, для того чтобы не принимать решения по каждому проекту в отдельности», — пояснили в жом-службе ведомства.

Независимость Росстата

Сейчас обязательство за ведение данных по бюджету возложена в Федеральное казначейство, подведомственное Минфину. Но Международный валютный фонд выступает за передачу этих полномочий независимому ото Минфина органу.

Так, МВФ рекомендует «крепить институциональную независимость Росстата» и наделить его полномочиями выпускать бюджетную статистику независимо от правительства.

Политическая экономия

Кудрин предложил вывести Росстат изо подчинения Минэкономразвития

Предложения сделать Росстат независимой структурой звучат периодично. В июне глава Счетной палаты Алексей Кудрин предложил следовательно Росстат из подчинения Минэкономразвития, так подобно ((тому) как), по его мнению, в их работе возможен несогласованность интересов. Росстат находится в ведении Минэкономразвития с 2017 возраст. До этого он подчинялся напрямую правительству, а в тайм с 2008 по 2012 год — Минэкономразвития.

Застрельщик вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов в июле подчеркнул, в чем дело? Росстат «всегда был и остается независимым ведомством», на свой страх и риск от подчинения.

В пресс-службе Минфина маловыгодный прокомментировали рекомендации МВФ относительно Росстата.

Подпишитесь бери рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, по какой причине они значат.

Автор:
Благодать Гальчева

Оставить комментарий