Главная » ЭКОНОМИКА » Минэкономики определило регионы — лидеры и аутсайдеры по росту экономики

Минэкономики определило регионы — лидеры и аутсайдеры по росту экономики

Фoтo: Reuters

Экoнoмикa Сaxaлинскoй oблaсти сoкрaтится в прeдстoящиe высшая отметка лeт нa 14,6%, или нa 3,1% в срeднeм зa гoд, a eщe в дeвяти рoссийскиx рeгиoнax срeднeгoдoвoй рoст будeт минимaльным — нe бoлee 1,5%. Этo слeдуeт изо прoгнoзa сoциaльнo-экoнoмичeскoгo рaзвития Рoссии нa 2020–2022 гoды, пoдгoтoвлeннoгo Минэкoнoмрaзвития и внeсeннoгo в Гoсдуму вмeстe с прoeктoм бюджeтa (см. инфoгрaфику).

Гдe рoстa пoчти нe будeт

Сaxaлинскaя oблaсть с нaсeлeниeм 490 тыс. чeлoвeк — eдинствeнный рeгиoн, в кoтoрoм Минэкoнoмрaзвития прoгнoзируeт oтрицaтeльную динaмику вaлoвoгo рeгиoнaльнoгo прoдуктa (ВРП) в тeчeниe всeгo прoгнoзнoгo пeриoдa, тo eсть дo 2024 гoдa. Кaк oтмeчaeт вeдoмствo, этo oбуслoвлeнo сoкрaщeниeм oбъeмoв прoизвoдствa в нeфтeгaзoвoм сeктoрe нa oстрoвe.

Глaвныe нeфтeгaзoвыe прoeкты в рeгиoнe — этo «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Точно по словам главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, в рамках проекта «Сахалин-1» свертывание добычи носит плановый характер и обусловлено планом освоения. «Далее полка уже достигнута, они вышли получай свой прогнозный потолок. Что касается новых проектов («Сахалин-4», «Сахалин-5»), после ситуация оказалась тяжелее, и пока не определенно, когда можно будет рассчитывать на новые перспективные проекты», — пояснил симпатия.

Реклама на РБК www.adv.rbc.ru

На нефтегазовой игле

В 2018 году росточек ВРП Сахалинской области составил 4,9%, а добыча полезных ископаемых выросла получи и распишись 5%. Она обеспечивает почти 64% сахалинской экономики.

Во всяком случае, как следует из оценок Минэкономразвития, добыча нефти нате проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» к 2024 году снизится человек пятнадцать на 33% относительно 2019 года, накануне 11 млн т, а добыча газа — сверху 9%, до 18,1 млрд куб. м.

Раньше 2018 года 75% доходов от налога держи прибыль проекта «Сахалин-2» поступало в смета региона, 25% — в федеральный смета. Минфин предлагал перераспределить доходы зеркально, отправляя 75% в общегосударственный бюджет, чтобы направлять эти средства получи и распишись проекты по всему Дальнему Востоку. В итоге переговоров региональные и федеральные высшие круги пришли к компромиссу, и теперь налог на процент распределяется поровну между региональным и федеральным бюджетами.

В прошлогоднем прогнозе министерства ожидания условно Сахалинской области были немного оптимистичнее, все же тоже лежали в отрицательной плоскости. Среднегодовое упадок ВРП в 2019–2024 годах предполагалось держи уровне 2%.

Как сообщили РБК в пресс-службе правительства Сахалинской области, в 2019 году параметры ВРП, по оценке, вырастет на 2,1%. В 2024 году соответственно сравнению с 2019 годом ВРП возрастет для 13,3% номинально, но в сопоставимых ценах (в реальном выражении) сократится получай 14,6%, как и прогнозирует Минэкономики. Снижение обусловлено сокращением объемов производства в нефтегазовом секторе: в частности, добыча нефти держи «Сахалине-1» сократится за пятерка лет на 32%, на «Сахалине-2» — держи 36%, говорится в ответе.

Аутсайдеры роста

И год назад Минэкономразвития прогнозировало сокращение ВРП в Ингушетии в среднем сверху 0,8% в год до 2024 года. А неотлагательно республика уже не попала в десятку регионов с самым низким прогнозным ростом.

В остальных субъектах-аутсайдерах Минэкономразвития ожидает разбухание, но минимальный: в Ханты-Мансийском автономном округе — 0,2%, в Республике Зыряне — 0,6%, в Костромской области — 0,7%.

Первенствующий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталья Зубаревич полагает, зачем роста в этих регионах может не непременничать вовсе. «ХМАО, Коми — нефтедобывающие регионы с немало старой добычей нефти и газа; угля спустя некоторое время больше не становится. А Кострома — получи чем расти? Депрессивный регион: ни инвестиций, ни бойкий экономики», — заметила симпатия.

Министерство отмечает закономерность: в регионах с высокой долей добывающей промышленности темпы роста инвестиций сильнее низкие, — и приводит примеры: ХМАО, Ямало-Ненецкий пароавтономный округ, Магаданская область, Сахалин.

Замыкают десятку регионов — ожидаемых аутсайдеров Пермский район и Челябинская область, там прогнозируется среднегодовой подъем ВРП на 1,6%.

Экономика

Россия опередила Поднебесная (империя), Индию и Бразилию в неравенстве регионов

В пресс-службе минэкономразвития Челябинской области РБК пояснили, зачем в материалах федерального министерства содержатся показатели предварительного базового прогноза, учитывающего «внешние факторы, потенциально сдерживающие прирост экономики». При этом есть единаче и целевой вариант, который «основан для снятии внешних ограничений за счет реализации внутреннего потенциала региона». «В соответствии с целевым вариантом величина ВРП Челябинской области в 2020–2024 годах прогнозируется в среднем сверху уровне 3,4% в год», — сообщили в давило-службе. Рост будет обеспечен «положительной динамикой в таких традиционных угоду кому) региона отраслях, как металлургия и машиностроение, а как и развитием перспективных специализаций, в том числе в сфере создания и производства композитных материалов, приборостроения, информационных технологий, сельского хозяйства и переработки провиантский продукции».

Где экономика будет умножаться

У регионов — лидеров экономического роста среднегодовой подъём ВРП составит 4–8,8%, рассчитывает Минэкономразвития. Самолучший результат должны показать Чукотка (8,8%), Иркутская (8,7%), Амурская (6,1%), Магаданская (5,4%) области (см. инфографику).

Обострение в этих регионах будет связан с реализацией инвестиционных проектов (инжекция новых производств, наращивание объемов производства) в лидирующих для того этих регионов направлениях, поясняет министерство. Сие добывающая промышленность (уголь, нефть, золото, алмазы), перестройка добытого сырья (нефть, лес, золото), машиностроение, лекарствоведение, химическое производство, торговля, строительство.

Зубаревич предположила, что-что прогноз, в частности, обусловлен строительством в Амурской области газоперерабатывающего завода, наращиванием добычи нефти и строительством газоперерабатывающего завода в Иркутской области, расширением золотодобычи возьми Чукотке и в Магаданской области.

Эффект базы

Изрядный рост экономики может объясняться эффектом низкой базы, предупреждает Зубаревич: в таких регионах, точь в точь Магаданская область, Адыгея, рост будет сильнее заметен за счет невысоких стартовых позиций.

Политическая экономия Чукотки, по прогнозу Минэкономразвития, вырастет получай 47% за пять лет, но самочки по себе она невелика — токмо 0,1% суммарного ВРП всех российских регионов. Такая а доля у Адыгеи, а доля Магаданской области — 0,2%.

Похоже и с отрицательными показателями у субъектов с высокой базой: у Сахалина был «зашкаливающий ВРП», какой теперь немного сокращается, но в процентах сие сильно заметно, говорит глава Фонда развития гражданского общества Костяха Костин. Сахалинская область занимает четвертое пространство в России по показателю ВРП на душу населения, вдоль данным Росстата.

Национальные проекты

Составлен отнесение к категории регионов по доступности электричества

Красноярский страна по прогнозным темпам роста ВРП равно как попадает в десятку слабейших — хотя регион представляет одну из крупнейших экономик страны, занимая на девятом месте место по объему ВРП, подчеркивает пресс-папье-служба губернатора и правительства этого региона. Основу экономики составляют добыча углеводородов и цветная (горячий, сконцентрированные в нескольких крупных компаниях. «Народное хозяйство такого типа неизбежно развивается неравномерными темпами. Крупные инвестиционные проекты требуют длительного времени возьми подготовку и реализацию. Только после завершения строительства, выхода получи и распишись промышленную эксплуатацию новых объектов происходит очередное размножение валового продукта», — говорится в комментарии медведка-службы.

Региональное неравенство пока непобедимо

Российские регионы весть сильно дифференцированы по экономическому развитию и уровню жизни. В составленном Всемирным банком рейтинге Московия вошла в тройку лидеров по региональному неравенству промеж стран Европы и Центральной Азии. По данным Минэкономразвития, тесситура бедности в субъектах варьируется от 6 до 40% ото численности их населения. Целевые показатели в соответствии с снижению уровня бедности составлены для регионов с учетом необходимости снижения дифференциации регионов за уровню жизни.

«Вместе с тем в силу беспредельно разных стартовых условий к 2024 году даже если в целевом сценарии дифференциация субъектов по этому признаку [уровня жизни] сохранится, хотя ее степень существенно снизится», — признает Минэкономразвития в своем прогнозе.

В свою караван, Минфин в «Основных направлениях бюджетной политики» по 2022 года указывает, что одна с целей правительства — сокращение дифференциации в уровне экономического развития регионов, в книга числе за счет стимулирующих механизмов в целях регионов с низким уровнем развития.

Губернаторов оценят в соответствии с нацпроектам

В апреле 2019 года президент России Володяка Путин утвердил перечень критериев, по которым оценивается полезное действие деятельности губернаторов по достижению национальных целей, определенных в майском указе 2018 лета.

В списке 15 пунктов. Среди них: диапазон инвестиций в основной капитал, производительность труда в базовых несырьевых отраслях, число высокопроизводительных рабочих мест, уровень бедности. Чтобы каждого субъекта Минэкономразвития разработало целевые значения сих показателей с учетом региональных особенностей и уровня социально-экономического развития.

Вроде отмечает ведомство в своем прогнозе, меры государственной политики федерального уровня настроены таким образом, с тем стимулировать инвестиции в несырьевых секторах обрабатывающей промышленности.

Больше высокие темпы роста инвестиций прогнозируются в Липецкой области, Санкт-Петербурге, Новосибирской, Тульской, Калужской областях, традиционно имеющих специализацию в области обрабатывающих производств и транспортировки. Больше низкие темпы роста инвестиций Минэкономразвития ожидает в регионах с высокой долей добычи: Магаданской, Сахалинской, Тюменской областях, Якутии, Чукотском автономном округе, ХМАО, ЯНАО, НАО.

Влияют ли возьми карьеры губернаторов экономические показатели региона

В марте Учреждение экономических и политических реформ (ЦЭПР) выпустил хрия, в котором проанализировал влияние социально-экономических факторов быть назначении центром глав регионов. Эксперты пришли к выводу, по какой причине прямой зависимости между успехами или неудачами региона в экономическом развитии и сменой глав субъекта блистает своим отсутствием, в кадровых решениях по высшим должностным лицам присутствует комиссионер «случайности».

Авторы исследования полагают, почто социально-экономические факторы (рост экономики, накопление бюджета, повышение уровня жизни) должны подойти на смену «ситуативно-личностным, политическим факторам» около назначении врио губернаторов.

Общество

Силуанов предложил реструктурировать долги регионов сверху ₽75 млрд

Но опрошенные РБК эксперты неважный (=маловажный) считают, что прогноз Минэкономразвития по темпам экономического роста регионов и других социально-экономических показателей стоймя повлияет на положение губернаторов.

Президент фонда «Петербургская курс» Михаил Виноградов считает, что мало-: неграмотный стоит абсолютизировать многочисленные KPI для губернаторов. «Умереть и не встать-первых, очевидно, что не по во всех отношениях из них можно быть лидером. Кайфовый-вторых, сложно говорить о прямой зависимости всех экономических процессов с действий власти — тем паче что экономика части регионов привязана к конъюнктуре внешних рынков. В-третьих, ключевые кадровые решения принимаются всегда же по политическим или эмоциональным, а без- экономическим соображениям», — сказал симпатия.

Темпы роста ВРП — критериум, на который губернатор не может оказать влияние, отмечает Зубаревич. «Не губернатор решает, сколько пойдут какие-то деньги на золотодобычу бери Чукотке. И уж точно не губернатор Амурской области решает, почто там будет газоперерабатывающий завод», — пояснила возлюбленная.

По словам Костина, социально-экономическое размещение в регионе — один из самых важных критериев на оценки его руководства. «Конечно, благо регион будет аутсайдером или будет глубоко отставать от целевых показателей, которые уписывать в нацпроектах, то это будет негативно воздействовать на карьере губернаторов и отношении к ним на правах на федеральном, так и на региональном уровне», — подчеркнул некто. Однако он предостерегает от «бухгалтерского подхода» в оценках эффективности губернаторов. Пользу кого этой задачи более подходит не разрастание ВРП, а уровень жизни населения. «Политические последствия вытекают с такого показателя, как социальное самочувствие, которое зависит через качества жизни, а не от формальных процентных показателей», — заметил политолог.

Политическая безубыточность губернаторов пока слабо коррелирует с прогнозами экономического развития регионов. Таково, глава Иркутской области коммунист Сергей Левченко попал в сентябрьский отнесение к разряду политической устойчивости глав субъектов с истекающими в 2020 году полномочиями с оценкой высокой вероятности отставки, не без того среднегодовой рост ВРП Иркутской области прогнозируется только что не на самом высоком уровне в стране — 8,7%. В ведь же время политологи говорят о высоком риске отставки и некоторых руководителей субъектов с падающей экономикой — в частности, Натальи Комаровой (ХМАО) и Сергея Ситникова (Костромская плоскость).

Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, ровно они значат.

Автор:
Благодать Гальчева

Оставить комментарий