Главная » ЭКОНОМИКА » Борьба за 3%: насколько реалистичен экономический прогноз до 2036 года

Борьба за 3%: насколько реалистичен экономический прогноз до 2036 года

Фoтo: Дoнaт Сoрoкин / ТAСС

Зaчeм нужeн дoлгoсрoчный прoгнoз?

Дoлгoсрoчный прoгнoз сoстaвляeтся Министeрствoм экoнoмичeскoгo рaзвития пo трeбoвaнию зaкoнa o стрaтeгичeскoм плaнирoвaнии. Oн рaзрaбaтывaeтся кaждыe шeсть лeт нa 18-лeтний пeриoд.

«Тaкoгo рoдa дoлгoсрoчнoe прoгнoзирoвaниe нeoбxoдимo кaк худо-бедно пo двум причинaм. Вo-пeрвыx, пoтoму чтo этo рaсширяeт нaши гoризoнты плaнирoвaния, рaсширяeт вoзмoжнoсти учeтa нaшиx прeдстaвлeний o будущeм, с целью тoгo чтoбы плaнирoвaть срeднeсрoчныe и бoлee длитeльныe данные развития страны. И во-вторых, я думаю, в 2036 году пора и честь знать интересно посмотреть, что мы думали о будущем в 2018 году», — сказал актер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства 22 ноября.

«Возможности (мочи) нет точно предсказать, где мы будем походить в 2036 году. Но посмотреть на основные тренды, к каким структурным изменениям они будут давать начало, чтобы заранее, уже сейчас, реагировать держи эти изменения с точки зрения социально-экономической политики, — сие самое важное в этом процессе», — сказал мустешар экономического развития Максим Орешкин.

Каковы базовые формат?

Минэкономразвития и правительство пока не публиковали исчерпанный документ, но Орешкин в четверг назвал основные границы прогноза.

  • Цены на нефть: примерно $40 из-за баррель в ценах 2016 года

«Согласно нашим оценкам, к 2025–2030 годам цены будут обретаться на уровне примерно $50 за барель и дальше сохранятся на этом уровне — в реальном выражении (сие означает, что в номинальном выражении цена нефти потом 2030 года будет расти на долларовую инфляцию, в таком случае есть примерно на $1 за бариль. — РБК). Мы ожидаем довольно серьезного снижения и переставать низкого уровня цен на основные сырьевые вещи в долгосрочной перспективе», — сказал сераскир.

Прогноз Минэкономразвития по нефти сходится с консервативным прогнозом Минфина — распоследний в своей бюджетной политике исходит из долгосрочной равновесной оценки нефти в $40 из-за баррель в постоянных ценах. По словам Орешкина, закладенный уровень «соответствует долгосрочным, многолетним (вслед за несколько десятилетий <…> даже <…> ради сто лет) ценам, которые складывались получай нефтяном рынке». По данным экономистов штанговый компании BP, средняя цена нефти за последние 100 полет составила $36 за баррель в ценах 2017 лета.

«Главное, чтобы наши представления безлюдный (=малолюдный) вызывали такие же эмоции, в духе, например, предположения о будущем, заложенные в программу КПСС, принятую XXII съездом партии в начале 1960-х годов. В чем дело? там говорилось, люди среднего возраста помнят, — о томишко, что нынешнее поколение советских людей хорош жить при коммунизме. Поэтому сделаем максимально суровый прогноз», — заявил Митрей Медведев.

Правительство утвердило прогноз до 2036 возраст, но поручило уточнить отдельные положения, в частности динамику показателей деятельности в области информации и рычаги и показатели, определяющие соотношение реальной зарплаты и пенсий.

  • Развертывание ВВП: «чуть выше 3%» в среднем из-за год

«Мы не видим потенциал для дальнейшего ускорения. Это связано с долгосрочными демографическими тенденциями и тенденциями с точки зрения роста производительности труда. Граве будет чуть выше 3%, примерно в этом диапазоне», — пояснил Орешкин.

  • Стагфляция: 4% в год на весь прогнозный этап
  • Курс рубля: стабильный, «небольшое, плавное консолидирование» реального эффективного курса (курс к валютам основных торговых партнеров России с учетом инфляции. — РБК)

Какие главные тренды видит Минэкономразвития?

  • Подмена негативного демографического тренда на позитивный: чрез (год) 2024 года экономически активное население перестань расти, молодое поколение (люди в возрасте через 15 до 25 лет) увеличится с 16 млн впредь до 20 млн человек. При этом срединная отделение населения в трудоспособном возрасте (25–50 парение) будет серьезно снижаться
  • Рост производительности труда к 2024 году, а там — постепенное замедление темпов роста производительности
  • Вариант структуры экономики: «серьезное увеличение доли услуг»

Около этом Минэкономразвития исходит из того, яко будут реализованы национальные проекты в рамках майского указа президента, хорэ выполнен план по повышению доли инвестиций в ВВП вплоть до 25%. Если эти инициативы не будут успешно реализованы, экономическая наука может не выйти на темпы роста больше 3%, предупредил Орешкин. Долгосрочный прогноз составлен в двух вариантах — базовом и консервативном (эмир-аль-омра не привел детали пессимистического сценария).

Правы ли авторы прогноза по поводу демографии?

Представленная Минэкономразвития демографическая динамика отражает существующую демографическую структуру, сказал РБК замглавы международной лаборатории демографии РАНХиГС Сергуся Шульгин. «Следующая волна роста молодого населения по образу раз начинается в конце 2020-х годов», — говорит дьявол. Это связано с ростом числа рождений с 2007 после 2015 год. Поколения, родившиеся в этот метакинез, начнут вступать в трудоспособный возраст с 2025 лета. «По моим оценкам, скорость роста достигает максимума в 2030 году, а там начинается период падения», — указал сюрвейтор.

По словам Шульгина, прогноз о том, что-нибудь доля старшего поколения, то есть граждан старее трудоспособного возраста, будет расти в рассматриваемый кампания, не вызывает сомнений.

Согласно демографическому прогнозу Росстата, численность граждан младше трудоспособного возраста сократится к 2036 году в сравнении с 2024 годом сверху 5 млн человек, до 22,4 млн смертный. Численность граждан старше трудоспособного возраста увеличится к 2036 году условно 2024-го на 3,1 млн смертный, а численность трудоспособного населения уменьшится на 583 тыс. муж (совета) и к 2036 году составит 78,3 млн.

3% экономического роста — сие много или мало?

Учитывая текущую экономическую динамику и нонешний потолок потенциального роста в 1,5–2%, мониторинг Минэкономразвития стоит воспринимать скорее как отрицательный, считает главный экономист Nordea Bank Татуся Евдокимова. «Темпа выше 3% да мы с тобой не видели с 2012 года, и пока движения в сторону потенциального темпа роста превыше 2% не просматривается. В условиях санкций того) (времени такие темпы остаются недостижимыми, и большой контроверза, удастся ли на них истощиться при сохранении санкций», — рассуждает симпатия.

Прогноз Минэкономразвития — «это оптимистичный схема по сравнению с инерционным прогнозом большинства экспертов, которые оценивают эвентуальный рост на уровне 1,5%, если неважный (=маловажный) будет предпринято никаких решительных шагов», согласна глава Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова.

Сие реально?

Для достижения темпов роста вне 3% после 2024 года должны водиться достигнуты «впечатляющие результаты» до всем направлениям нацпроектов, говорит Акиндинова. «Побольше устойчивых высоких темпов невозможно добиться лишенный чего роста частных инвестиций. Инвесторов пугают риски ведения бизнеса, ущерб собственности, давление со стороны правоохранительных органов, неожиданность условий, тенденция на ужесточение законодательства в последние годы», — указывает симпатия.

Уровень загрузки мощностей в экономике уже шапка валится, безработица уже низкая, поэтому существенных ресурсов в целях экстенсивного роста нет, считает Татьяна Евдокимова. Ставки по мнению кредитам уже на весьма низких уровнях по части российским меркам, рейтинг легкости ведения бизнеса Doing Business ((все)общий банк) существенно улучшен, а экономика все в одинаковой мере не растет, добавляет она.

Минэкономразвития в своем прогнозе исходит с реализации инфраструктурных проектов, в значительной степени финансируемых государством. «Так для поддержания устойчивых долгосрочных темпов вне 3% одних государственных инвестиций недостаточно — нужны масштабные и регулярные частные проекты, пользу кого которых, в свою очередь, нужна более предсказуемая обстоятельства для бизнеса», — говорит Евдокимова.

«Предсказывание Минэкономразвития строится на политическом курсе — (народно)хозяйственный рост через бюджетную консолидацию и инфраструктурные затрата. Стимуляция внутреннего потребительского спроса обеспечила бы паче высокие темпы, но в текущих реалиях предпосылок интересах реализации такого подхода нет», — считает кардинальный аналитик «БКС Премьер» Противник Покатович. Также есть риски со стороны инфляции и налоговой политики: сохранение низкой инфляции, по его словам, пожалуй что при отсутствии серьезной девальвации рубля и резких изменений в законодательстве сиречь повышения ставки НДС.

Авторы:
Иваша Ткачёв, Юлия Старостина, Ольга Агеева.

Оставить комментарий