Главная » ЭКОНОМИКА » Банковская пятилетка: консолидация, «Базель III» и уход в розницу

Банковская пятилетка: консолидация, «Базель III» и уход в розницу

Крeдитнaя зaчисткa

Нa 2014–2018 гoды пришeлся oснoвнoй этaп рaсчистки бaнкoвскoгo сeктoрa oт нeустoйчивыx игрoкoв. Рeзультaты впeчaтляют: числo учaстникoв рынкa сoкрaтилoсь пoчти вдвoe — бoлee чeм c 900 крeдитныx oргaнизaций нa нaчaлo 2014 гoдa дo 464 нa сeрeдину 2019 гoдa. Причины oтзывa лицeнзий в пoдaвляющeм бoльшинствe нe были уникaльными: бaнки либo прoвoдили высoкoрискoвaнную крeдитную пoлитику, принимaя пoвышeнныe риски бeз aдeквaтнoгo рeзeрвирoвaния, либo aктивнo нaрушaли зaкoнoдaтeльствo в сфeрe лeгaлизaции (oтмывaния) дoxoдoв.

. Рeйтинг крупнeйшиx

кoмпaний Рoссии

Пo фaкту мнoгиe бaнки дaжe нe вeли сoбствeннo бaнкoвский начинание в его классическом понимании: зачастую их функционирование представляла собой различные схемы по выводу активов минуя аффилированные структуры либо отмыванию денежных средств.

Предел зачистки сектора пришелся на 2014–2016 годы — один за три года было отозвано побольше 250 лицензий (т. е. 70% от общего числа отозванных лицензий). В 2017 году наличность отзываемых лицензий резко снизилось, однако очистка перешла на следующую стадию: регулятор примерил нате себя новую роль — санатора.

Кинетика числа отозванных лицензий банков

Регулятор и санатор

В 2017 году был введен в деяние новый механизм санации, который предусматривает передачу проблемного баночка Фонду консолидации банковского сектора (ФКБС), подконтрольному Банку России. Новая схемка предполагает прямое участие Банка России в качестве инвестора. Возле старой схеме санация осуществлялась силами Агентства точно по страхованию вкладов (АСВ) с привлечением внешних инвесторов.

Уж в августе 2017 года новый механизм был опробован в банке «Открытие» и аффилированных с ним структурах. В свою очередь менее чем за полгода под наблюдение ФКБС перешли еще два банка бесцельно называемого московского кольца — Бинбанк и Промсвязьбанк. В 2018 году актив пополнился банком «Советский» (право у которого в итоге была отозвана в июле 2018 лета), Банком АВБ и Азиатско-Тихоокеанским банком. В часть же году в фонд были переданы Эскалация Банк и банк «Траст», сверху базе последнего впервые в истории банковского сектора был сформирован таково называемый банк непрофильных активов. Сегодня в нем аккумулированы проблемные и непрофильные актив банков, санируемых через ФКБС.

Банк

Срок отзыва лицензии

Активы на миг отзыва лицензии (млн руб.)

ООО «Внешпромбанк»
21 января 2016 годы
281 743

ПАО «Банк «Югра»
28 июля 2017 годы
251 376

ПАО «Татфондбанк»
31 мая 2019 годы
210 550

ПАО «Банк «Российский кредит»
24 июля 2015 возраст
140 509

ООО АКБ «Пробизнесбанк»
26 апреля 2019 возраст
125 510

ООО КБ «Интеркоммерц»
12 Ава 2015 года
102 778

АО КБ «Росинтербанк»
17 апреля 2019 возраст
98 999

АО «Анкор Банк»
3 Марфа 2017 года
89 416

ООО «Судостроительный банк»
12 апреля 2019 возраст
66 685

ООО КБ «Транспортный»
20 мая 2015 годы
57 661

ВСЕГО

1 425 226

Примечательно, что на 355 банков, лишившихся лицензий с 2014 объединение 2018 год, пришлось менее 4% активов сектора, а вишь доля девяти банков, взятых на санацию с 2017 лета, превысила 6%.

Власть крупных

Оборотной стороной зачистки сектора стал умножение его концентрации на небольшом числе игроков. С введение 2014 года количество действующих банков сократилось приближенно на 50%, тогда как активы сектора выросли побольше чем на 60%. При этом третина топ-20 банков, в 2014 году составлявшая 68%, к середине текущего возраст выросла до 83%. Прошедшие пять парение ознаменовались рядом слияний и поглощений (M&A), крупнейшими с которых стали объединение Бинбанка и МДМ Шайба и присоединение Ханты-Мансийского банка, Номос-баночка и банка «Петрокоммерц» к «Открытию» (2016). Санирование Бинбанка и «Открытия», а вместе с ними и Промсвязьбанка в 2017 году выразительно изменила расстановку сил в банковском секторе, прямо увеличив долю государства: с учетом банков, принадлежащих государству выше госкомпании, она выросла с 56% в 2014 году раньше 70% на начало 2018-го и продолжила вырастать. В 2018 году число банков с госучастием пополнилось Азиатско-Тихоокеанским банком, а в начале 2019-го — Московским индустриальным банком, перешедшим перед контроль ФКБС.

Консолидация на госбанках нате этом не закончилась. Только в 2018 году ВТБ объявил о покупке моментально трех частных банков — «Возрождения», Саровбизнесбанка и Запсибкомбанка, а банчок «Глобэкс» присоединился к Связь-банку, некоторый, в свою очередь, до конца текущего возраст должен интегрироваться в Промсвязьбанк. В результате на середину 2019 возраст доля банков с госучастием в активах сектора достигла рекордных 72%.

Посреди частных банков лишь единицы сумели накропать конкуренцию госбанкам в процессах консолидации. Наиболее активным оказался Совкомбанк, из-за пять лет интегрировавший четыре банка, начиная Меткомбанк (2016) и Росевробанк (2018), а также осуществляющий финансовое выздоровление банка «Экспресс-Волга».

Благо же говорить о малых и средних частных банках, так большинство из них оказываются аутсайдерами в конкурентной борьбе с крупнейшими игроками. Магист сегмент бизнеса для большинства таких банков — кредитование малого и среднего бизнеса — истечении (года) кризиса показывает слабый рост, да и миллион качественных заемщиков остается ограниченным. Выход нате новые рынки сопряжен с заметными временными и материальными затратами, дополнительное иго оказывают и регулятивные новации, требующие вложений в развитие бизнес-процессов.

Показатели концентрации банковского сектора

Страстишка на маржу

Прошедшая пятилетка ознаменовалась падением и последовавшим вслед за ним ренессансом потребительского кредитования. Розница, пичок. Ant. минимум роста которой пришелся на 2010–2012 годы, введение показывать признаки перегрева еще в 2013-м, а в дальнейшем вхождения экономики в острую фазу кризиса в конце 2014 лета ситуация резко обострилась: просрочка стремительно выросла, а прокос крупнейших банков-монолайнеров стал терпеть убытки. В 2015 году произошел и кардинальный случай дефолта розничного банка — в ноябре была отозвана разрешение у Связного Банка.

Однако уже через пару планирование розничное кредитование не просто восстановилось впредь до предкризисного уровня, но на рынке заговорили о формировании нового пузыря и грядущем очередном кризисе неплатежей.

Вследствие вовремя организованной программе субсидирования процентной ставки посчастливилось избежать сильной просадки ипотечного кредитования в 2015 году. А уж с 2016 года рынок вновь перешел к росту для фоне активного снижения ключевой ставки. В 2017 году активное ремилитариза началось и в сегменте необеспеченной розницы: более низкие ставки позволяли заемщикам рефинансировать старые долги, а равным образом привлечь большую сумму кредита при прежнем ежемесячном платеже.

Держи фоне растущего спроса все больше банков устремились в розницу в попытках намыть капусты хорошую маржу на фоне стагнирующего корпоративного кредитования. Розничное кредитование оказалось единственным сегментом, в котором региональным банкам посчастливилось составить конкуренцию крупнейшим игрокам.

В результате темпы роста розничного кредитования в 2018 году превысили 20% несмотря активным мерам по охлаждению рынка, принимаемым Банком России с 2017-го. Высокодоходность розничного сегмента оказалась столь высокой, зачем перекрывала негативные последствия для капитала через повышения коэффициентов риска. Тем не в меньшей мере растущая конкуренция на фоне стагнирующих доходов населения вынуждает банки успокаивать свои риск-политики: в ипотеке все чище кредитов выдается с первоначальным взносом менее 20%, а необеспеченные сумма все чаще выдаются на длительные сроки — предварительно пяти-семи лет — в (видах снижения долговой нагрузки заемщиков.

Равнение сверху Запад

За последние пять лет существенным новациям подвергся никак не только рынок, но и механизм его регулирования.

С 2014 лета Банк России последовательно приближал стандарты регулирования к рекомендациям Базельского комитета объединение банковскому надзору: начиная от правил расчета капитала раньше введения новых нормативов достаточности капитала и ликвидности. В 2017 году Копилка России утвердил публичный перечень системно значимых кредитных организаций (СЗКО) в соответствии с «Базелем III». Получи и распишись СЗКО стали распространяться требования к соблюдению показателя краткосрочной ликвидности и дополнительные повышенные запросы к достаточности капитала. Одновременно с этим регулятор предоставил исполнение) СЗКО возможность получения безотзывной кредитной контур с целью выполнения норматива краткосрочной ликвидности.

Автоинтрузия «Базеля III» оказало заметный легкомысленный эффект на капитализацию сектора — ежели на 1 января 2014 года запас вдоль достаточности капитала банков в среднем по системе составлял хоть 2%, то на 1 июля 2019-го — поуже 4%. С одной стороны, за это п(р)ошедшее Банк России снизил требования к нормативу Н1.0 (с 10 по 8%), с другой — за пятью лет активы сектора прибавили заметные 60%.

В 2018 году Авалист России впервые внедрил принципы пропорционального регулирования, разделив однако кредитные организации на две группы после уровню собственных средств, объему требований к ним и разрешенных видов деятельности. Базар необходимости такого регулирования и вариантов его реализации продолжалось примерно десяти лет. В результате банки с капиталом в меньшей мере 1 млрд руб. получили менее жесткие запросы к нормативам и отчетности (в частности, они рассчитывают меньшее дата нормативов и не обязаны готовить отчетность по мнению МСФО), однако были ограничены в работе с нерезидентами и в уровне принимаемых рисков (паче жесткие требования по нормативам концентрации).

Минование пятилетнего периода ознаменовалось знаковым событием — с введение 2018 года в России вступил в действие штамп МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», устанавливающий точка зрения подготовки и представления финансовой отчетности в части финансовых активов и обязательств, в волюм числе признания ожидаемых кредитных убытков по (по грибы) весь срок действия финансового инструмента. Понарошку переход на новый стандарт в отчетности произошел в январе текущего возраст. Однако полный набор регуляторных требований к банкам, включающий в себя однако изменения «Базеля III», планируется регулятором к внедрению в какой-нибудь месяц в 2022 году.

Автор:
Мишака Доронкин, директор-руководитель направления банковских рейтингов агентства НКР, Егоня Лопатин, старший аналитик группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР

Оставить комментарий