Главная » ЭКОНОМИКА » Аналитики оценили преимущества для России от налога на Google и Facebook

Аналитики оценили преимущества для России от налога на Google и Facebook

Фoтo: DPA / ТAСС

Экспeрты Цeнтрa стрaтeгичeскиx рaзрaбoтoк (ЦСР), в рукoвoдствo кoтoрoгo вxoдит пoмoщник прeзидeнтa Рoссии Мaксим Oрeшкин, прoaнaлизирoвaли вoзмoжныe сцeнaрии рeфoрмирoвaния нaлoгooблoжeния ИТ-гигaнтoв в Рoссии и oцeнили прeимущeствa и нeдoстaтки кaждoгo изо пoдxoдoв. Пo иx мнeнию, Рoссии слeдуeт пeрeстрaxoвaться нa случaй прoвaлa пoискoв eдинoгo с целью всex стрaн пoдxoдa к рaспрeдeлeнию нaлoгoв цифрoвыx кoрпoрaций и внeдрить сoбствeнный цифрoвoй нaлoг. В тo жe врeмя oднoстoрoнниe мeры мoгут спрoвoцирoвaть ужeстoчeниe сaнкций СШA. Тeкст исслeдoвaния eсть у РБК.

Нaлoгoвoe нeрaвeнствo

Прaвилa нaлoгooблoжeния нe успевают из-за развитием современных цифровых бизнес-моделей. Иностранные ИT-гиганты, зарабатывая возьми пользователях по всему миру, платят сбор на прибыль только по месту регистрации ставка-квартиры. В результате страны не только теряют налоговые финансы, но и нарушаются принципы справедливой конкуренции — национальные цифровые компании платят хлеще налогов и, соответственно, работают в менее выгодных условиях, нежели зарубежные.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с 2015 возраст пытается найти единый международный подход и отрегулировать проблему несправедливого распределения налогов ИТ-гигантов. Отработать механизм, который устроил бы безвыездно страны, пока не удалось.

Главная хитроумность в том, как рассчитать, какая доля прибыли мультинациональной корпорации должно на ту или иную страну. До (каких прибыли генерируют пользователи в той или некоторый стране, знают только сами корпорации, однако они не раскрывают детальную информацию, отмечали прежде опрошенные РБК эксперты. Поэтому сохраняется большая неконкретность, и, вероятно, единый механизм так и не короче разработан. «До готового результата единаче далеко, и есть риск, что в целом консенсуса в ОЭСР приставки не- будет», — заявил нате презентации доклада руководитель направления «Налоговая курс» ЦСР Левон Айрапетян.

www.adv.rbc.ru

Ряд государств, начиная Великобританию, Францию, Италию, не дожидаясь глобального консенсуса, в одностороннем порядке ввели собственные цифровые налоги.

В конце 2019 лета ОЭСР опубликовала предложения по двум блокам Pillar 1 и Pillar 2, которые должны заделаться основой для достижения мирового консенсуса. Основные норма единого механизма планируется подготовить к июлю 2020 возраст, а окончательное решение предполагается достичь к концу 2020 годы.

Российский Минфин в поисках новых источников пополнения казны тоже начал прорабатывать варианты ужесточения налоговой нагрузки получай международные ИТ-корпорации. Положение об этом появилось в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики для 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». Как ни конкретных законодательных инициатив пока нет.

«В целом наш брат полагаем, что сегодня было бы рационально приступить к подготовке и разработке цифрового налога, — говорит Айрапетян. — Нам требуется подстраховаться на случай неблагоприятного исхода переговоров и поднять голос в защиту свои фискальные интересы в случае, если ОЭСР без- придет к единому механизму».

C 2017 возраст в России уже действует «дьесмо на Google» — должность иностранных продавцов цифровых услуг платить НДС в России, и тысячи иностранных компаний встали бери учет в российских налоговых органах.

Однако НДС с электронных услуг покрывает отдаленно не все digital-модели и не решает проблему несправедливого распределения прибыли. «Отмечание для уплаты НДС никак не меняет ситуацию объединение распределению прибыли. Достаточно открыть формальный канцелярия, но по факту здесь нет ни души», — утверждает Левон Айрапетян.

Перед «налог на Google» маловыгодный подпадают, например, доходы от онлайн-рекламы, таргетированной получай российских пользователей, и продажа данных россиян. «Они во вкусе раз могли бы стать объектом обложения цифровым налогом», — отмечает Айрапетян.

Упущенная доход

  • Введение цифрового налога увеличит доходы государства.

В случае если ОЭСР так и не придет к единому решению, страны, которые ранее разработали цифровой налог, окажутся в более выгодном положении, в в таком случае время как у стран, которые подобный дань не разрабатывали, уйдет время на подготовку законодательства, отмечается в докладе ЦСР. «Они могут поднять меч взимать налог, который причитается нам», — предупредил Айрапетян.

  • Численный налог уравняет условия для бизнеса, поддержав отечественные цифровые компании.

Расея одновременно является рынком — потребителем цифровых услуг и поставщиком таких услуг, располагая конкурентоспособными нате международном уровне ИТ-компаниями: «Яндекс», «ВКонтакте», Wildberries и др. Так-таки сейчас прямые конкуренты отечественных компаний находятся в российском рынке в более выгодных условиях, платя не столь налогов.

  • Цифровой налог подстрахует на тихе, если механизм ОЭСР будет распространяться безвыгодный на все ИТ-корпорации.

Дело в волюм, что в декабре 2019 года США, словно основной поставщик электронных услуг, предложили выкинуть единый подход опциональным, и ОЭСР приняла идею к рассмотрению. Потребованный США режим safe harbor (правило безопасной гавани) оставляет по (по грибы) ИТ-гигантами право отказаться от разработанного ОЭСР решения. «В таком случае вперед странами встанет вопрос, как быть с компаниями, которые откажутся через модели ОЭСР, — рассуждает Айрапетян. — Напрашивается единственно один вывод: взимать с них тот самый недостаточный цифровой налог». Если при таком решении у России отнюдь не будет готового механизма, придется с нуля отрабатывать цифровой налог, тогда как другие страны поуже будут взимать платежи и получать дополнительные хлеб, предупреждает ЦСР.

По предварительной оценке ОЭСР, дополнительные средства к существованию от введения механизма в группе стран, в которую входит и Земля (Пушкина, составят в среднем около €390 млн в годок. Односторонний цифровой налог принесет больше поступлений, отмечают в ЦСР, вот что по модели ОЭСР страны делятся кореш с другом правом взимать налоги.

Разработка цифрового налога, вдоль оценке экспертов, может занять около годы.

При другом сценарии, если ОЭСР все на свете же выработает единый подход, у России пора и честь знать только одна проблема — (то) есть интегрировать в локальное законодательство механизм ОЭСР. Если нет консенсуса не будет, Россия просто сделает ограниченный налог постоянным, резюмировали эксперты.

Какие страны ввели цифирный налог

Первой страной стала Франция, сделавшая сие в 2019 году. Платежи по ставке 3% платят цифровые компании с суммарным доходом после всему миру от €750 млн, больше €25 млн из которых принесли французские пользователи. Притом срок исковой давности по цифровому налогу увеличен с трех задолго. Ant. с шести лет. Однако Франция приостановила взыскивание налога до конца 2020-го с условием, что-то, если до конца года ОЭСР никак не выработает единый механизм, взимание налога возобновится. В 2020 году Галльский петух планирует собрать благодаря новому налогу сверху €450 млн.

Турция с 1 марта основные положения взимать цифровой налог по ставке 7,5%. Соединенное королевство планирует начать взимать цифровой налог за ставке 2% с апреля 2020 года и оценивает дополнительные хлеб от £275 млн в 2021–2021 годах. Авзония планирует ввести 3-процентный налог с января 2021 возраст и получать свыше €600 млн что ни год. На случай, если ОЭСР не примет единичный подход, свой механизм также разработала Иберия.

Как правило, в этих странах налогом облагается профит компаний от трех основных видов услуг:

  • обслуживание цифровых платформ и маркетплейсов;
  • онлайн-реклама, таргетированная получи и распишись пользователей в этой конкретной стране;
  • продажа данных, полученных возьми основе предоставленной пользователем информации.

Свой механика с 2016 года действует в Индии, он принес государству $39 млн дополнительных доходов. Сбором соответственно ставке 6% облагаются доходы иностранных компаний ото b2b-сделок в области цифровой рекламы.

Венгрия взимала налоги с онлайн-рекламы для венгерском языке по прогрессивной ставке через 5,3 до 7,5% и 5% присутствие вторичном налоговом обязательстве. Однако за 2018 время венгерский налоговый орган отчитался о низком уровне собираемости с зарубежных компаний и обнулил подать.

Минусы цифрового налога

Вместе с преимуществами введения цифрового налога эксперты ЦСР оценили возможные негативные последствия экой односторонней меры.

  • Главный минус односторонних мер — двойное обложение налогами.

На налоги от одной и той а онлайн-сделки, например между пользователями в Франции и Италии, могут претендовать обе страны. С всех стран, которые внедрили цифровой бир, лишь Великобритания предусмотрела меры для частичного устранения двойного налогообложения. В частности, компаниям разрешено прибавлять расходы на уплату цифрового налога с базы по налогу на прибыль, а опять же относить 50% налогооблагаемых доходов на юрисдикцию, идеже действует аналогичный цифровой налог.

  • Цифровой хардж может спровоцировать дополнительные санкции США — основного поставщика электронных услуг.

В такой степени, Франция заморозила цифровой налог в том числе изо-за угрозы повышения таможенных пошлин со стороны США. Американская полномочия назвала цифровой налог Франции дискриминационным и пригрозила вколоть 100-процентные пошлины на ввоз французских товаров получи сумму $2,4 млрд.

  • Дополнительный налог нарушит константность условий для международного бизнеса — неопределительность возрастет, и инвестиции снизятся.
  • Вслед за Россией страны бывшего Совдепия могут ввести аналогичные цифровые налоги, и если на то пошло уже пострадают российские цифровые компании, работающие в сих странах.
  • Если ОЭСР все но выработает единый подход, России придется преобразовываться и нести дополнительные издержки.

Резюмируя, эксперты ЦСР подчеркивают, почто «у варианта с односторонним введением в России цифрового налога самую малость более выгодная позиция». «Впрочем концептуально оба варианта равны в балансе связанных преимуществ и недостатков. Итоговое вывод должно зависеть от приоритетов государственной экономической политики», — заключается в докладе.

Подпишитесь получай рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, почему они значат.

Автор:
Оляша Агеева

Оставить комментарий